Современное образование актуализирует проблему воспитания на национальных традициях [1, с. 24-25].
Образование не может разрушать, оно должно иметь созидающую силу, что возможно при достойном воспитании. Образование служит становлению «деятельной добродетели», о которой пишет в «Эпилоге» к «Войне и миру» Л.Н.Толстой. Вечная проблема поиска смысла жизни сопряжена с осознанием необходимости хорошим людям объединяться для того, чтобы жить по совести, добру и справедливости. Воспитывающее образование учит любви ко всем и всему: любви к Родине, отчему дому, родным, родной земле, труду, творчеству. Н. Рерих писал, что Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия - это единство в разности, полихромия, полифония.
Конец ХХ и начало ХХI века характеризуются неведомыми ранее страданиями, связанными с проблемами межэтнического взаимодействия, объясняемыми нежеланием представителями разных этнических групп уважительно относиться друг к другу.
Сегодня актуальны слова Сергея Радонежского, что «любовью и единством спасемся».
Велика роль этнопедагогики, представленной сравнительным анализом воспитательных традиций различных народов, сильных и значимых межпоколенной преемственностью.
Анализ «золотого правила» свидетельствует о самом значимом: формировании нравственности независимо от религии и вероисповедания:
- «Не делай другим того, что сам считаешь злом» (буддизм);
- «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (христианство);
- «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе» (ислам);
- «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе» (индуизм);
- «Что ненавистно тебе, не делай другому» (иудаизм);
- «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей» (даосизм).
Срединный путь Конфуция тоже един для всех наций и религий: ищи во всем середины, зная, что рядом с добром соседствует зло; рядом с верностью – неверность; рядом с преданностью – предательство, но есть у каждого свой путь и осознание своих нравственных позиций, единых для всего человечества [2, с. 60-65].
XX век осознал ценность многообразия этносов, нравственное взаимодействие которых должно осуществляться на основе диалога разных наций по поводу одного предмета – морали.
Наукой установлено, что воспитание носит национальный характер. По убеждению К.Д. Ушинского, у всех народов есть своя национальная система воспитания.
Национальное воспитание – это воспитание на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях, обрядах, многовековой воспитательной мудрости.
Национальная система воспитания основывается на позициях семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли.
Суть национальной системы воспитания раскрывается в основных научных понятиях: национальное воспитание, национальная система образования, этнопедагогика, национальная научная педагогика, национальное сознание и самосознание, национальное мировоззрение, национальная философия, национальная идеология.
Народная педагогика утверждает воспитание как общую и вечную категорию. А вечность воспитания – это вечный труд, вечная забота, вечная любовь…
Изучая этнопедагогику, следует помнить, что это наука о любви – о любви к человеку независимо от цвета кожи, глаз, языка. Ведь люди мира хоть и говорят на разных языках, но смеются и плачут одинаково. На Земле не существует больших и малых народов, нет хороших или плохих наций. У каждого народа есть высокие духовные идеалы, и в любой среде этноса, к сожалению, есть циники, варвары. Но если на цинизм и варварство мы будем реагировать не ненавистью, а терпением и воспитательным воздействием, мир станет намного лучше.
Библиографическая ссылка
Белялова М.А., Белялова М.А. ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 41-42;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6848 (дата обращения: 23.11.2024).