Вхождение России в Болонский процесс в 2003 г. явилось толчком для реформирования всей системы отечественного высшего образования, в результате чего в 2011 г. был осуществлен переход к двухступенчатой системе и разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [1].
Основное отличие ФГОС от прежних государственных образовательных стандартов (ГОС) – ориентация на результат освоенияобразовательных программ с выработкой увыпускника вуза соответствующих компетенций. Компетенции (как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области) тесно связаны с задачами профессиональной деятельности выпускника и неотделимы от теоретических знаний по соответствующим дисциплинам [2, 3]. Методология формирования компетентностного подхода требует тщательной проработки образовательных программ с планированием четких целей и результатов обучения, способов их достижения и средств оценочного контроля, понятных как для преподавателя, так и для студента.
Преемственность между образовательными стандартами (ГОС и ФГОС) достигается сохранением профильности в образовании, что, в свою очередь, обеспечивается за счет вариативной части цикла профессиональных дисциплин [4, с.113]. Учебная дисциплина «Физиология спорта» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура» (профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта») и является необходимой для формирования профессиональных компетенций в тренерской, педагогической, рекреационной и научно-исследовательской деятельности выпускника.
Основной целью освоения дисциплины «Физиология спорта» является углубление профессионально-теоретической подготовки студентов в области физической культуры и спорта на основе усвоения принципов системного подхода к анализу процессов функционирования организма человека в условиях физических нагрузок, а также формирование профессиональных компетенций, позволяющих бакалавру по физической культуре на основе конкретных знаний, навыков и умений осуществлять контроль за функциональным состоянием лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из которых аудиторные занятия составляют 54 часа (лекции, семинары и практикум), столько же времени отводится на самостоятельную работу студента. Все лекции и занятия имеют профессиональную направленность с учетом специфики ВУЗа, избранного вида спорта и конкретной специальности выпускника.
При организации курса учтены современные требования к методологии обучения. Теоретические знания студенты получают на лекциях и при самостоятельной подготовке к занятиям. Теоретическая часть курса включает проблемныевопросы, предваряет практическую часть и положена в ее основу. Учебный материал на лекциях преподносится с использованием информационно-компьютерных технологий в виде мультимедийных презентаций, что позволяет студентам наглядно ознакомиться с проблемой и облегчает запоминание. Лекции строятся на основе комплексного подхода к обсуждаемой теме и с учетом межпредметных связей (по общей физиологии, анатомии, генетике, спортивной биохимии и биомеханике, психофизиологии, статистике и спортивной специализации).
Учитывая необходимость формирования у студентов в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций, особое внимание при разработке курса уделено организации практических занятий и семинаров. Практические занятия построены с использованием активных форм обучения с участием каждого студента (деловая игра, учебно-исследовательская работа студентов, самообследование). Практические занятия проходят в специализированной аудитории, оснащенной современным компьютерным оборудованием, интерактивной доской, современной физиологической аппаратурой, велоэргометрами, носят исследовательский характер, в них принимают участие все студенты. Использование мультимедийных технологий позволяет детально знакомиться с современными методиками физиологического обследования организма спортсмена и обобщать полученные знания. В качестве средств оценочного контроля используются устный экспресс-опрос на каждом занятии по соответствующей теме, беседа и компьютерный контроль на коллоквиумах, где систематизируются знания по отдельным вопросам физиологии спорта.
Общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы перевести студента из объекта обучения, пассивно воспринимающего знания, в активного субъекта образовательного процесса. Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых, их способность к самообразованию, к постановке собственных образовательных целей и задач, к самооценке своего образовательного результата [5, с.1503]. Для самостоятельной работы студентов нами разработаны вопросы к коллоквиумам, небольшие практические задачи по самообследованию, расчетные работы. Способность самостоятельно организовать свою деятельность, применять ранее выработанные умения и навыки на практике, научиться работать в команде формируются на таком виде занятий как учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). УИРС интегрирует все полученные студентом в ходе обучения знания, навыки и умения и дает им возможность самостоятельно решить поставленные задачи [6, с.155].
Для организационного обеспечения хода занятий и повышения их эффективности нами разработаны учебно-методические пособия по дисциплине, которые используются студентами в качестве индивидуальной рабочей тетради. В пособии перечислены теоретические контрольные вопросы к занятию, детально обозначены методики исследования, выделены рубрики для фиксирования результатов наблюдения, оформления выводов. Пособие содержит контрольные вопросы к коллоквиумам и инструкции для проведения внеаудиторной работы студента. Материал рабочей тетради (описание методик обследования, формулы, информационные и нормативные таблицы, список современной литературы по проблеме) может быть использован в профессиональной повседневной деятельности выпускника – будущего тренера, педагога. Заданный алгоритм обучения в индивидуальной рабочей тетради облегчает усвоение учебного материала и стимулирует самостоятельность студента.
Первый опыт проведения занятий по разработанной нами новой программе дисциплины «Физиология спорта» в 2013-2014 учебном году со студентами 3 курса факультета спорта показал высокую эффективность новых образовательных подходов, нацеленных на формирование профессиональных компетенций выпускника – будущего тренера в избранном виде спорта, что полностью соответствует требованиям ФГОС ВО третьего поколения.
Библиографическая ссылка
Бердичевская Е.М., Швыдченко И.Н. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС 3 И ФГОС 3+) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 44-46;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6851 (дата обращения: 23.11.2024).