Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бессарабова Ю.В. 1 Крутько Г.А. 1 Матиевская С.М. 1 Шевхужева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
1. Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. n 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф документы/2974 (дата обращения: 15.01.2015).
3. Тихомиров В.П. Мир на пути smarteducation. Новые возможности для развития // Открытое образование. - 2011. - № 3. - С. 22-28.
4. Приказ Министра образования Правительства МО от 12.12.2011 N 3703 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области".
5. Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312.
6. Санитарно-эпидемиологические пра¬вила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего профессионального образования, в том числе оснащённости образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 NАК-44/05вн) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - Правовой системы «Консультант Плюс».
8. Методические рекомендации для родителей и опекунов лиц с ограниченными возможностями здоровья по применению образовательных сервисов и информационно-коммуникационных технологий для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: [сайт]. [2015]. URL: http: // www. оpenclass.ru (дата обращения 09.02.2015).

Необходимо отметить важность выполнения закона РФ «Об образовании», где определяется порядок использования и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных [2]. В рамках приказа Минобразования РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при проведении различных видов занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

При использовании дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения академических занятий текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации путём непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися с проблемами здоровья.

Организация обучения студентов с ограниченными возможностями обучения и инвалидов по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел).

При обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов возможна реализация основных образовательных программ ФГОС 3+ с применением дистанционных технологий, включающих промежуточную и итоговую аттестацию. «Организация обучения на основе использования дистанционных технологий позволяет гибко учитывать психофизические и личностные особенности и цели обучающегося, выстраивать его индивидуальную траекторию».

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов происходит при удалённости друг от друга практически всех субъектов образования. Меняется роль и место всех основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, критериев оценки обучения. При реализации этих возможностей необходимо комплексное участие всех участников образовательного процесса.

Особенности учебно-методического комплекса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел)

1. В высшем профессиональном образовательном учреждении находятся студенты с тяжёлыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллектуальной сферы.

2. Спецификой учебно-методического комплекса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел) является:

−поддержка и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования;

− интегральное использование информационных и коммуникативных технологий по дисциплине «Физическая культура» и их освоение в ходе использования;

3. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ведётся по индивидуальным образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии.

4. В связи с особенностями дистанционной формы обучения (использование компьютерной техники в большом объёме) предусматривается доплата в размере 12% за вредность всем преподавателям.

5. Обучение по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел) предполагает занятия в группах до 4-х человек, так как обучающиеся – со сложной структурой дефекта, а также индивидуальную консультативно-коррекционную работу.

Особенности организации учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

1. Основополагающей особенностью организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел) в вузе является моделирования индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе ФГОС 3+, образовательной программы образовательного учреждения. При этом вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. «Предполагается согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута студента» [8]. Возможно изменение индивидуальной траектории обучения, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.

2. «Объём учебной нагрузки для каждого обучающегося индивидуальна, и зависит от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую аудиторную нагрузку обучающегося» [6].

3. В планах индивидуальной подготовки обучающихся регламентируется время работы непрерывной на компьютере (не более 30 мин.). Остальное время обучающиеся используют на работу с источниками информации, фото и видеосъёмку, разработку и написание комплексов ОРУ (общеразвивающие упражнения).

4. Занятия с обучающимися могут проводиться в учреждении, на дому, дистанционно (он-лайн) и т.д. «Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся: сложности структуры их дефекта; особенностей эмоционально-волевой сферы; характера течения заболевания; рекомендации лечебно-профилактического учреждения, психолого-педагогической комиссии; возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в группе» [5].

4. Индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определённой максимальной аудиторной нагрузке обучающихся.

5. Часы компонента образовательного учреждения используются на:

− первоначальное обучение навыкам работы на компьютере и в электронной образовательной оболочке (из расчёта 12 ч. на каждого нового обучающегося);

− переобучение, связанное с модернизацией программного обеспечения и в повторное обучение (при длительной реабилитации или лечении обучающегося);

− организация занятий по выбору обучающихся;

− занятия проектной, исследовательской и другими видами и формами учебной деятельности;

− индивидуальное учебное взаимодействие;

− индивидуальные занятия в соответствии с рекомендациями специалистов психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендации по организации процесса дистанционного обучения студентов, имеющих нарушения вследствие церебрального паралича и проблемы овладения учебным материалом по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел)

1. «Необходимо организовать и соблюдать ортопедический режим на занятии:

− следить за посадкой обучающегося – фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле;

− обязательно проводить физкультпаузу, которая может включать:

− зарядку для глаз;

− упражнения на снятие мышечного напряжения (поскольку обучающийся часто сидит за компьютером долго в одной позе);

− упражнения на пространственную ориентировку на экране компьютера, в пространстве помещения); и временную ориентировку» [8].

2. Использовать на занятиях специальные вспомогательные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на рабочем столе, специальное компьютерное оборудование).

3. В связи с тем, что изолированность и нарушения ряда сенсорных функций, снижен запас знаний:

−разбираются, уточняются с обучающимся все новые понятия, предметы, явления и действия;

− осуществляется комплексная опора на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На занятиях используются средства наглядности (яркий картинный материал, по возможности реальные объёмные предметы).

4. При обучении с помощью дистанционных технологий используется индивидуально-дифференцированный подход:

−подача материала определёнными порциями с учётом сложности изучаемого материала (изучение темы растягивается во времени так, как это необходимо обучающемуся);

−наличие постоянно действующих стимулов (похвала, смена деятельности);

−оказание дозированной помощи на разных этапах занятия: организующая помощь, стимулирующая (похвала); выполнение задания по образцу (выполнение комплекса ОРУ преподавателем); совместная деятельность преподавателя и обучающегося.

Особый порядок освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Профессионально-прикладная физическая культура»

Под студентом с ограниченными возможностями здоровья понимается лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухой, слабослышащий, слепой, слабовидящий, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с хроническими заболеваниями (высокой степени), восстановительным периодом после травм (или хирургического вмешательства), в том числе инвалид.

Статус лица с ограниченными возможностями здоровья подтверждается следующими документами:

Заключением психолого-медико-педа­гогической комиссии.

Справкой об установлении инвалидности, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Медицинской страховкой для прохождения занятий по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая культура».

Копии документов, подтверждающих статус лица с ограниченными возможностями здоровья, должны быть представлены студентом в Учебный отдел и храниться в личном деле студента.

В случае предоставления студенту с ограниченными возможностями здоровья индивидуальной программы реабилитации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, данному студенту по его личному заявлению приказом ректора или уполномоченного им должностного лица может быть представлен индивидуальный график обучения.

При подготовке помещений для проведения учебных занятий, в том числе практик, промежуточной и итоговой аттестации должно быть обеспечено достаточное освещение помещения, использование раздаточного материала шрифта необходимого размера с учётом характера образовательных потребностей студента.

При организации проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, разработке рабочих программ учебных занятий в  зависимости от характера образовательных потребностей студентов может быть предусмотрена иная форма прохождения промежуточной аттестации (например, замена письменной формы на устную), а также должна быть установлена иная продолжительность проведения процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

При прохождении промежуточной аттестации в случае необходимости оказания студенту технической помощи в силу характера образовательных потребностей студенту должна быть представлена помощь ассистента.

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, передвигающиеся с транспортным средством, или с сопровождением при обучении дисциплины «Физическая культура» и «Профессионально-прикладная физическая культура» могут, применят электронное обучение и дистанционное образовательные технологии.

Таким образом, рекомендации по организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» (теоретический раздел) в вузе, построенного на основе принципов дистанционного обучения, позволяет существенно повысить познавательный интерес студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, проявить большую активность в процессе учебной деятельности, повысить качество освоения студентами с проблемами здоровья теоретического раздела дисциплины «Физическая культура».


Библиографическая ссылка

Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А., Матиевская С.М., Шевхужева Н.В. НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 46-49;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6852 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674