В течение многих лет Институт переподготовки и повышения квалификации (ИППК) Кубанского государственного университета занимается организацией повышения квалификации как педагогических работников профессионального образования Краснодарского края, регионов Южного и Северокавказского федеральных округов, так и иных категорий специалистов. За последние годы работы в ИППК сложилась стройная система этой работы. Её особенности обусловлены тем, что:
а) каждый специалист раз в три года должен пройти повышение квалификации, а значит, через три года слушатель придет к нам вновь (и мы должны быть для него содержательно иными);
б) в учебной группе могут быть слушатели из одного учреждения, но имеющие разные функциональные обязанности (для них мы тоже должны быть разными).
Такая ситуация продиктовала нам необходимость создания вариативной системы модульного планирования повышения квалификации. Изначально такая вариативная система нами была создана для педагогических работников системы профессионального образования [1].
В последние годы кафедрой управления образования ИППК была разработана подобная вариативная система для специалистов сферы здравоохранения и успешно внедрена в систему повышения квалификации преподавателей и управленческих кадров таких медицинских вузов как Кубанский государственный медицинский университет, Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, а также специалистов, представляющих учреждения здравоохранения города и края.
Учитывая разные потребности слушателей в совершенствовании профессиональных компетенций, возникла необходимость создания различных вариантов программ. Это обусловило необходимость разработки учебных программ на основе взаимозаменяемых учебных модулей.
В зависимости от категории слушателей программы имеют разную целевую направленность, соответственно и разную наполняемость учебными модулями. Учитывая рекомендации Министерства образования и науки РФ в учебных программах первый модуль, как правило, ориентирован на приобретение знаний в области государственной политики в сфере образования и здравоохранения, на ознакомление с организационно-правовыми мерами, направленными на предотвращение коррупции и на рассмотрение вопросов оценки качества предоставления услуг.
С учётом этих рекомендаций и целей программы, определенных заказчиком нами была разработана программа «Современные образовательные технологии интенсификации обучения как средство повышения качества профессионального медицинского образования», учебный план которой представлен в табл. 1.
Таблица 1
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего |
Лекции |
Выездные занятия, стажировка, деловые игры, пр. |
Практические, лабораторные, семинары |
Модуль 1. Нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских организаций |
|||||
1.1 |
Государственная политика в области здравоохранения. Основные тенденции развития системы здравоохранения в Российской Федерации |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Организационно-правовые меры, направленные на предотвращение коррупции |
2 |
2 |
|
|
1.3 |
Правовая основа государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности |
4 |
4 |
|
|
1.4 |
Правовой статус и ответственность руководителя медицинской организации |
4 |
2 |
2 |
|
|
Всего часов по модулю 1 |
12 |
10 |
2 |
|
Модуль 2. Современные технологии интенсификации обучения как средство повышения качества образования в организациях высшего медицинского образования |
|||||
2.1 |
Модульно-блочная организация учебного содержания и времени как основное направление интенсификации образовательного процесса в медицинском вузе. |
6 |
2 |
|
4 |
2.2 |
Содержательная, организационная и уровневая интеграция образования: подходы и технологии. |
6 |
2 |
|
4 |
2.3 |
Интенсивные технологии обучения: фреймовое, концентрированное, конвейерно-цикловое и проектное. |
12 |
6 |
6 |
|
2.4 |
Активные технологии обучения: игровое, контекстное и модельное обучение. Использование Кейс-метода (метода коллективного анализа ситуаций) в профессиональном обучении. |
12 |
4 |
8 |
|
|
Всего часов по модулю 2 |
36 |
14 |
14 |
8 |
Модуль 3. Интерактивные методы и формы обучения как средство реализации субъектного и компетентностного подходов |
|||||
3.1 |
Основные пути организации внедрения интенсивных образовательных технологий. |
6 |
2 |
|
4 |
3.2 |
Модульная организация учебного содержания: типы учебных модулей и формы их графического представления, техника разработки крупномодульных опор. |
6 |
2 |
4 |
|
3.3 |
Компетентностный подход в образовании. Активизация процесса обучения в организациях медицинского образования. |
6 |
2 |
|
4 |
3.4 |
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы и его профессиональное развитие. |
6 |
2 |
|
4 |
|
Всего часов по модулю 3 |
24 |
8 |
4 |
12 |
Итого |
72 |
32 |
20 |
20 |
|
Итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена |
Руководителям сферы здравоохранения была предложена программа «Правовые и финансово-экономические аспекты организационно-управленческой деятельности в медицинских организациях». Её учебный план представлен в табл. 2.
Таблица 2
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего |
Лекции |
Выездные занятия, стажировка, деловые игры, пр. |
Практические, лабораторные, семинары |
|
Модуль 1. Нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских организаций |
|
|
|
|
1.1 |
Государственная политика в области здравоохранения. Основные тенденции развития системы здравоохранения в Российской Федерации |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Организационно-правовые меры, направленные на предотвращение коррупции |
2 |
2 |
|
|
1.3 |
Правовая основа государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности |
4 |
4 |
|
|
1.4 |
Правовой статус и ответственность руководителя медицинской организации |
4 |
2 |
2 |
|
|
Всего часов по модулю 1 |
12 |
10 |
2 |
|
|
Модуль 2. Финансово-экономические аспекты организационно-управленческой деятельности в медицинской организации |
|
|
|
|
2.1. |
Основы бухгалтерского и управленческого учета |
6 |
2 |
2 |
2 |
2.2. |
Бюджетное финансирование: новые аспекты. Организация контроля за составлением и исполнением плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации. Казначейская система исполнения бюджета |
4 |
2 |
|
2 |
2.3. |
Формирование, исполнение и контроль государственных и муниципальных заданий в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов |
2 |
2 |
|
|
2.4 |
Основные аспекты и методы комплексной экономической оценки финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации. Проверки финансово-хозяйственной деятельности. |
6 |
2 |
2 |
2 |
2.5 |
Организация финансового контроля и системы внутреннего аудита в медицинской организации |
4 |
2 |
2 |
|
2.6 |
Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в сфере ОМС. Законченный случай заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (клинико-статистические группы КСГ) |
4 |
2 |
2 |
|
2.7. |
Планирование затрат на оказание медицинской помощи. Расходы медицинской организации. Финансовая отчетность |
6 |
2 |
2 |
2 |
2.8. |
Эффективный контракт в системе здравоохранения. Критерии оценки эффективной работы персонала. Заработная плата в отрасли «Здравоохранение». Дорожная карта. |
4 |
2 |
2 |
|
|
Всего часов по модулю 2 |
36 |
16 |
12 |
8 |
|
Модуль 3. Основные принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг в контрактной системе |
|
|
|
|
3.1. |
Законодательство Российской Федерации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
4 |
4 |
|
|
3.2. |
Планирование и мониторинг в системе государственных и муниципальных закупок |
6 |
2 |
2 |
2 |
3.3. |
Способы осуществления закупок. Особенности осуществления отдельных видов закупок. |
12 |
6 |
4 |
2 |
3.4. |
Государственные и муниципальные контракты |
2 |
2 |
|
|
|
Всего часов по модулю 3 |
24 |
14 |
6 |
4 |
Итого часов по программе |
72 |
40 |
20 |
12 |
|
Итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена |
Как видно из представленных учебных планов, первый модуль программы, рассматривающий вопросы нормативно-правового регулирования деятельности медицинских организаций и образовательных организаций высшего медицинского образования общий.
Очевидно, что основной модуль представленных программ – второй. Каждая тема этого модуля изучается концентрированно в виде целостного самостоятельного подмодуля. Шесть-восемь часов (три-четыре пары) занятий, как правило, проходят подряд в один день, что позволяет осуществить «погружение» в суть рассматриваемого вопроса, в рамках которого сохраняется содержательная доминанта, но чередуются формы учебных занятий: а) краткая системная лекция с наличием модульной графической наглядности в виде презентации и раздаточного материала; б) дидактическая интерактивная дискуссия в малых группах; в) ознакомление с педагогическим опытом с помощью видеосюжетов или кратких рассказов слушателей, владеющих изучаемой технологией; г) самостоятельное моделирование собственных занятий с помощью рассматриваемой технологии; д) педагогическая рефлексия и анализ продуктивности учебного дня в виде итогового «огонька». Такая организация занятий позволяет, сохраняя информационную целостность учебного процесса, удерживать высокую познавательную активность слушателей программы и их включённость в интерактивный диалоговый образовательный процесс.
Третий модуль первой программы предполагает чередование теоретических и практических занятий по разным разделам краткого курса педагогического мастерства (культура и техника речи преподавателя; мастерство руководства психическим самочувствием педагога; внешний вид преподавателя, основы мимической и пантомимической выразительности; дыхание, голос и дикция; коммуникативные качества профессиональной речи преподавателя), которые тоже проходят в режиме концентрированного интерактивного обучения. Основу содержания модуля составила программа по основам педагогического мастерства, разработанная под руководством академика И.А. Зязюна [4].
Модульная организация учебного процесса в нашем понимании предполагает:
а) представление учебного материала в виде укрупнённых дидактических единиц, обеспеченных крупномодульной графической наглядностью, разработанной нами практически для всех теоретических модулей педагогических знаний [2];
б) заимствованную из технологии концентрированного обучения [3] блочную организацию учебного времени, предполагающую отсутствие многопредметности в течение одного учебного дня и позволяющую сохранять единство содержания учебной деятельности при многообразии её форм. Наличие этих двух факторов позволяет интенсифицировать учебный процесс и экономить учебное время, повысить системность и целостность учебных знаний.
Модульность, интерактивность в сочетании с концентрированным во времени изучением отдельных модулей позволяет интенсифицировать образовательный процесс, достигая нужного результата за короткое время. Такая системная организация курсов повышения квалификации преподавателей медицинских вузов и специалистов, занимающихся управлением в сфере здравоохранения позволила слушателям курсов компактно и быстро осваивать современные технологии и приобретать новейшие знания, а нам иметь стабильный контингент слушателей.
Библиографическая ссылка
Бондарь Т.В., Остапенко А.А. МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 54-57;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6855 (дата обращения: 23.11.2024).