Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Борисов Ю.Ю. 1 Щербинина И.Г. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Борисов Ю.Ю, Старосоцкая Т.Я., Белозерова О.А. Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии. – Краснодар. - 2000. - 66 с.
2. Борисов Ю.Ю., Рамонова Л.П., Марьенко Е.А., Белозерова О.А., Рудеева О.А., Егорова Н.А. Технология выполнения сестринских манипуляций. Сестринское дело в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Сестринское дело". - Краснодар: Компания Грейд-Принт", 2005. -128 с.
3. Борисов Ю.Ю., Рамонова Л.П., Марьенко Е.А., Белозерова О.А., Рудеева О.А., Егорова Н.А. Технология выполнения сестринских манипуляций. Сестринское дело в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Сестринское дело". Издание 2-е переработанное и дополненное, Краснодар: Компания Грейд-Принт", 2007. -128 с.
4. Борисов Ю.Ю. Инновационные подходы к оценке качества практической подготовки бакалавров сестринского дела // V Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование–2014» / Сб. тезисов (г. Москва, 2–3 апреля 2014 года). – М.: Издательство Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2014. – 628 с.
5. Борисов Ю.Ю., Ломоносова Г.Г. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 10. – С. 83-86.
6. Борисов Ю.Ю., Мороз О.Н., Савощенко И.В. Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии // Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Сестринское дело». – Краснодар: ООО «Компания Грейд-Принт». - 2014. - 90 с.
7. Рамонова Л.П., Борисов Ю.Ю. Проблемы и перспективы высшего сестринского образования в России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 10. – С. 241-246.
8. Скворцова В.И. Материалы совещания по вопросу создания Межведомственной рабочей группы по модернизации медицинского м фармацевтического образования. 16 июля 2012 года. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ministry.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело квалификация (степень) бакалавр // Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 57.
10. Чернова О.В. Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. 2-е издание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
11. Чиж А.Г. Манипуляции в сестринском деле: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Актуальность. Система подготовки медицинских сестер с высшим сестринским образованием, равно как и вся система непрерывного медицинского образования в нашей стране, вступает в эпоху фундаментальных преобразований с введением нового поколения образовательных стандартов - бакалавриата по направлению подготовки 060500 Сестринское дело [7, 8, 9]. Совершенно очевидно, что профессиональное мастерство медицинской сестры-бакалавра во многом зависит от уровня и качества освоения практических навыков, определенных требованиями квалификационной характеристики. Поэтому овладение манипуляционной техникой представляет важнейшую составляющую обучения бакалавров по направлению подготовки 060500 Сестринское дело и в значительной мере определяет их профессиональную компетентность [4, 5].

Вместе с тем, как это ни парадоксально, до настоящего времени отсутствуют единые, официально утвержденные стандарты и алгоритмы выполнения сестринских манипуляций. Достаточно многочисленные литературные данные, посвященные манипуляционной технике (атласы, учебники, учебные пособия), обычно содержат фрагментарные и нередко достаточно противоречивые по содержанию сведения о манипуляциях как в рамках какой-либо одной дисциплины, так и при сопоставлении смежных дисциплин. Так, например, при изучении дисциплины "Сестринское дело в терапии" студент вынужден пользоваться несколькими учебниками, поскольку ни один из известных литературных источников не содержит полного перечня манипуляций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, а описание ряда манипуляций в «терапевтической» и «хирургической» литературе существенно отличается [10, 11]. Отсутствие единого подхода дезориентирует студента, вынужденного одну и ту же манипуляцию учить фактически многократно и по-разному при изучении смежных дисциплин. Кроме того, в доступной литературе отсутствует системность в описании манипуляций, а некоторые манипуляции, входящие в обязательный перечень, например, регистрация электрокардиограммы, вообще отсутствуют в доступной литературе.

Цель исследования. Учитывая изложенное, нам представилось целесообразным обобщить имеющиеся литературные данные, действующие нормативные документы, а также собственный опыт и на их основе разработать унифицированное описание технологии выполнения сестринских манипуляций с использованием единого системного подхода, включающего следующие обязательные компоненты: цель манипуляции; задачи манипуляции; показания и противопоказания; необходимые условия для выполнения манипуляции (при необходимости); оснащение; техника выполнения.

Результаты исследования. Первым этапом работы явилась разработка технологии выполнения сестринских манипуляций в рамках одной дисциплины – сестринского дела в терапии. При этом авторским коллективом кафедры терапии с курсом педиатрии под руководством заведующего кафедрой доктора медицинских наук, профессора Ю.Ю.Борисова был проведен тщательный анализ современной литературы, приказов, инструктивных писем Минздрава РФ и других действующих нормативных документов, регламентирующих сестринскую манипуляционную технику. На основе этих материалов и собственного многолетнего опыта было подготовлено и опубликовано учебное пособие: Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей по специальности 0406 «Сестринское дело» [1].

Указанное учебно-методическое пособие охватывает полный перечень манипуляций по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-профилактической помощи» в соответствии с действующим в те годы Государственным образовательным стандартом и квалификационными характеристиками по специальности 0406 (060109.65) «Сестринское дело». При описании каждой манипуляции использовался единый системный подход, описанный выше. В качестве иллюстрации приводим описание технологии манипуляции «Применение пузыря со льдом».

ЦЕЛЬ: лечебная, местное воздействие холодом.

ЗАДАЧИ: местное сужение капилляров, замедление кровообращения – остановка кровотечений, воздействие на рецепторы – снижение болевой чувствительности, умень­шение потребности тканей в кислороде.

ПОКАЗАНИЯ: острые воспалительные процессы, кровотечения, гипертермия,  ушибы в первые часы, послеоперационный период, черепно-мозговая травма, укусы насекомых.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: общее переохлаждение организма.

ОСНАЩЕНИЕ: пузырь для льда, полотенце для обтирания пузыря, полотенце или пеленка для оборачивания, лоток, деревянный молоток, куски льда, проточная вода температурой 18°С, ветошь, емкость с дезинфицирующим раствором.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

Объясните пациенту ход манипуляции.

Подготовьте лед (завернуть в полотенце, поместить в лоток и измельчить деревянным молотком).

Наполните пузырь колотым льдом на 2/3 объема и долейте проточной воды.

Выпустите воздух, закройте крышку пузыря.

Оботрите насухо, сверните полотенце (пеленку) в 4 слоя и оберните им пузырь, переверните пузырь горловиной вниз, проверьте его герметичность.

Усадите или уложите пациента в удобное положение и приложите пузырь к нужному участку тела (с помощью стойки можно подвесить пузырь со льдом на расстоянии 1-1,5 см от поверхности тела).

Оставьте на 20 минут, при необходимости его использовать в течение длительного времени сделайте перерыв 10-15 минут, а затем повторите процедуру.

Снимите пузырь, вылейте воду, обработайте поверхность пузыря дважды ветошью с дезинфицирующим раствором.

Примечание. Хранить пузырь и грелку необходимо, пересыпав тальком, в сухом виде с открытой крышкой.

Учебное пособие было издано массовым тиражом и апробировано в Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования, Краснодарском городском медицинском колледже и лечебных учреждениях г. Краснодара и Краснодарского края. Пособие было положительно оценено, и ее авторы стали победителями Краевого конкурса инновационных проектов 2000 года в номинации «Учебные пособия». 

Вторым этапом работы явилась разработка единого подхода к преподаванию манипуляционной техники по всем клиническим дисциплинам в рамках всего учебного заведения – Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования. Авторским коллективом, в состав которого вошли ведущие преподаватели клинических дисциплин вуза, было разработано учебное пособие: Технология выполнения сестринских манипуляций. Сестринское дело в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии [2]. Данное учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам институтов (факультетов) высшего сестринского образования и медицинских колледжей по специальностям 040600, 0406 «Сестринское дело» и 0402 «Акушерское дело» в овладении практическими навыками выполнения сестринских манипуляций в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии. Описание каждой манипуляции основывается на объективных показаниях и определяет цели, задачи, необходимые условия и порядок следования элементарных действий по ее выполнению (алгоритм выполнения) с учетом требований действующих приказов Минздравсоцразвития РФ и других нормативных документов. Учебное пособие отличается четкостью, системностью изложения материала и охватывает весь спектр манипуляций, предусмотренных действующим Государственным стандартом по специальности 060109.65 (0406) «Сестринское дело». Важно подчеркнуть, что студент пользуется им в течение всего периода обучения в процессе изучения практически всех клинических дисциплин профессионального цикла.

В 2007 году второе исправленное и дополненное издание настоящего пособия получило положительную оценку Минздравсоцразвития РФ и рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» [3]. В настоящее время оно широко внедрено в учебный процесс медицинских учебных заведений и практическое здравоохранение не только в Краснодарском крае, но и далеко за его пределами. Важно подчеркнуть, что пособие ежегодно перерабатывается и переиздается с учетом современных нормативных документов. В 2014 году вышло в свет специальное издание учебного пособия, разработанное с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело квалификация (степень) бакалавр третьего поколения [4].

Заключение. Представленные данные свидетельствуют о том, что разработка и внедрение единого системного подхода к преподаванию манипуляционной техники при изучении смежных дисциплин существенно повышает качество практической подготовки бакалавров сестринского дела и позволяет им в полной мере овладеть профессиональными компетенциями в области лечебно-диагностической деятельности.


Библиографическая ссылка

Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 58-60;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6856 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674