Актуальность. Система подготовки медицинских сестер с высшим сестринским образованием, равно как и вся система непрерывного медицинского образования в нашей стране, вступает в эпоху фундаментальных преобразований с введением нового поколения образовательных стандартов - бакалавриата по направлению подготовки 060500 Сестринское дело [7, 8, 9]. Совершенно очевидно, что профессиональное мастерство медицинской сестры-бакалавра во многом зависит от уровня и качества освоения практических навыков, определенных требованиями квалификационной характеристики. Поэтому овладение манипуляционной техникой представляет важнейшую составляющую обучения бакалавров по направлению подготовки 060500 Сестринское дело и в значительной мере определяет их профессиональную компетентность [4, 5].
Вместе с тем, как это ни парадоксально, до настоящего времени отсутствуют единые, официально утвержденные стандарты и алгоритмы выполнения сестринских манипуляций. Достаточно многочисленные литературные данные, посвященные манипуляционной технике (атласы, учебники, учебные пособия), обычно содержат фрагментарные и нередко достаточно противоречивые по содержанию сведения о манипуляциях как в рамках какой-либо одной дисциплины, так и при сопоставлении смежных дисциплин. Так, например, при изучении дисциплины "Сестринское дело в терапии" студент вынужден пользоваться несколькими учебниками, поскольку ни один из известных литературных источников не содержит полного перечня манипуляций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, а описание ряда манипуляций в «терапевтической» и «хирургической» литературе существенно отличается [10, 11]. Отсутствие единого подхода дезориентирует студента, вынужденного одну и ту же манипуляцию учить фактически многократно и по-разному при изучении смежных дисциплин. Кроме того, в доступной литературе отсутствует системность в описании манипуляций, а некоторые манипуляции, входящие в обязательный перечень, например, регистрация электрокардиограммы, вообще отсутствуют в доступной литературе.
Цель исследования. Учитывая изложенное, нам представилось целесообразным обобщить имеющиеся литературные данные, действующие нормативные документы, а также собственный опыт и на их основе разработать унифицированное описание технологии выполнения сестринских манипуляций с использованием единого системного подхода, включающего следующие обязательные компоненты: цель манипуляции; задачи манипуляции; показания и противопоказания; необходимые условия для выполнения манипуляции (при необходимости); оснащение; техника выполнения.
Результаты исследования. Первым этапом работы явилась разработка технологии выполнения сестринских манипуляций в рамках одной дисциплины – сестринского дела в терапии. При этом авторским коллективом кафедры терапии с курсом педиатрии под руководством заведующего кафедрой доктора медицинских наук, профессора Ю.Ю.Борисова был проведен тщательный анализ современной литературы, приказов, инструктивных писем Минздрава РФ и других действующих нормативных документов, регламентирующих сестринскую манипуляционную технику. На основе этих материалов и собственного многолетнего опыта было подготовлено и опубликовано учебное пособие: Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей по специальности 0406 «Сестринское дело» [1].
Указанное учебно-методическое пособие охватывает полный перечень манипуляций по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-профилактической помощи» в соответствии с действующим в те годы Государственным образовательным стандартом и квалификационными характеристиками по специальности 0406 (060109.65) «Сестринское дело». При описании каждой манипуляции использовался единый системный подход, описанный выше. В качестве иллюстрации приводим описание технологии манипуляции «Применение пузыря со льдом».
ЦЕЛЬ: лечебная, местное воздействие холодом.
ЗАДАЧИ: местное сужение капилляров, замедление кровообращения – остановка кровотечений, воздействие на рецепторы – снижение болевой чувствительности, уменьшение потребности тканей в кислороде.
ПОКАЗАНИЯ: острые воспалительные процессы, кровотечения, гипертермия, ушибы в первые часы, послеоперационный период, черепно-мозговая травма, укусы насекомых.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: общее переохлаждение организма.
ОСНАЩЕНИЕ: пузырь для льда, полотенце для обтирания пузыря, полотенце или пеленка для оборачивания, лоток, деревянный молоток, куски льда, проточная вода температурой 18°С, ветошь, емкость с дезинфицирующим раствором.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Объясните пациенту ход манипуляции.
Подготовьте лед (завернуть в полотенце, поместить в лоток и измельчить деревянным молотком).
Наполните пузырь колотым льдом на 2/3 объема и долейте проточной воды.
Выпустите воздух, закройте крышку пузыря.
Оботрите насухо, сверните полотенце (пеленку) в 4 слоя и оберните им пузырь, переверните пузырь горловиной вниз, проверьте его герметичность.
Усадите или уложите пациента в удобное положение и приложите пузырь к нужному участку тела (с помощью стойки можно подвесить пузырь со льдом на расстоянии 1-1,5 см от поверхности тела).
Оставьте на 20 минут, при необходимости его использовать в течение длительного времени сделайте перерыв 10-15 минут, а затем повторите процедуру.
Снимите пузырь, вылейте воду, обработайте поверхность пузыря дважды ветошью с дезинфицирующим раствором.
Примечание. Хранить пузырь и грелку необходимо, пересыпав тальком, в сухом виде с открытой крышкой.
Учебное пособие было издано массовым тиражом и апробировано в Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования, Краснодарском городском медицинском колледже и лечебных учреждениях г. Краснодара и Краснодарского края. Пособие было положительно оценено, и ее авторы стали победителями Краевого конкурса инновационных проектов 2000 года в номинации «Учебные пособия».
Вторым этапом работы явилась разработка единого подхода к преподаванию манипуляционной техники по всем клиническим дисциплинам в рамках всего учебного заведения – Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования. Авторским коллективом, в состав которого вошли ведущие преподаватели клинических дисциплин вуза, было разработано учебное пособие: Технология выполнения сестринских манипуляций. Сестринское дело в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии [2]. Данное учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам институтов (факультетов) высшего сестринского образования и медицинских колледжей по специальностям 040600, 0406 «Сестринское дело» и 0402 «Акушерское дело» в овладении практическими навыками выполнения сестринских манипуляций в терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии. Описание каждой манипуляции основывается на объективных показаниях и определяет цели, задачи, необходимые условия и порядок следования элементарных действий по ее выполнению (алгоритм выполнения) с учетом требований действующих приказов Минздравсоцразвития РФ и других нормативных документов. Учебное пособие отличается четкостью, системностью изложения материала и охватывает весь спектр манипуляций, предусмотренных действующим Государственным стандартом по специальности 060109.65 (0406) «Сестринское дело». Важно подчеркнуть, что студент пользуется им в течение всего периода обучения в процессе изучения практически всех клинических дисциплин профессионального цикла.
В 2007 году второе исправленное и дополненное издание настоящего пособия получило положительную оценку Минздравсоцразвития РФ и рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» [3]. В настоящее время оно широко внедрено в учебный процесс медицинских учебных заведений и практическое здравоохранение не только в Краснодарском крае, но и далеко за его пределами. Важно подчеркнуть, что пособие ежегодно перерабатывается и переиздается с учетом современных нормативных документов. В 2014 году вышло в свет специальное издание учебного пособия, разработанное с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело квалификация (степень) бакалавр третьего поколения [4].
Заключение. Представленные данные свидетельствуют о том, что разработка и внедрение единого системного подхода к преподаванию манипуляционной техники при изучении смежных дисциплин существенно повышает качество практической подготовки бакалавров сестринского дела и позволяет им в полной мере овладеть профессиональными компетенциями в области лечебно-диагностической деятельности.
Библиографическая ссылка
Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 58-60;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6856 (дата обращения: 23.11.2024).