Тенденции современного развития науки и образования, социальные преобразования в обществе, достижения педагогической теории и практики определили стратегию модернизации системы высшего образования [2, 4]. В связи этим разработан и внедрен новый образовательный стандарт ФГОС-3 ВПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» ноября 2010 г., № 1122. Система современного высшего образования требует формирования новых учебных программ, инноваций педагогических методик, внедрения современных информационных технологий обучения, активизации самостоятельной работы студентов, использования рейтинговой оценки знаний, повышение конкурентоспособности и мобильности студентов, преподавателей и научных работников [6, 7]. На современном этапе высшая медицинская школа внедряет инновационное направление - компетентностный подход. Компетентность – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Прежде всего, это знания, умения, навыки. Компетентность включает не только когнитивную и операциональную–технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [6].
«Детские болезни» является одной из основных клинических дисциплин в подготовке врача-педиатра. Полученные во время изучения знания будут использоваться в практической деятельности специалиста. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работа над модулем включает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание академической истории болезни.
Успеваемость студентов – это одна из важнейших характеристик образовательной деятельности учебного заведения, по которой можно судить о достигнутых результатах или об имеющихся проблемах [1, 3]. В связи с переходом на обучение по ФГОС-3 кафедрой педиатрии №2 проведен сравнительный анализ успеваемости по дисциплине за последние четыре учебных года с целью выявления имеющихся проблем и возможности оптимизации учебного процесса.
Для успешного освоения дисциплины «Детские болезни» студентам предоставлены все возможности: в библиотеке имеется достаточное количество базового учебника «Детские болезни» под ред. Н.П. Шабалова в 2 томах, к каждому занятию разработаны методические рекомендации для преподавателей и студентов, на каждом практическом занятии студенты проходят тематическое тестирование (письменно) и итоговый компьютерный тестовый контроль, имеются методические рекомендации по написанию академической истории болезни, изданные кафедрой, лекционный курс прочитан заведующим кафедрой, профессором и доцентами кафедры в полном объеме. Согласно рабочей программы по ГОС по специальности «Педиатрия», студенты педиатрического факультета изучали дисциплину «Детские болезни с эндокринологией и общей физиотерапией» в V-XII семестрах с промежуточной аттестацией в виде курсового экзамена в VIII и X семестрах в форме устного собеседования по билетам.
В рамках учебно-методической работы кафедры за анализируемый период произведено ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам, что отражено в дополнениях и изменениях к рабочей программе. Внедрены современные технологии обучения на основе внутрипредметной интеграции, объединяющие знания и учебные дисциплины в единый учебный курс. На основе компетентностного подхода разработаны новые методические рекомендации и пособия для студентов позволяющие им успешно осваивать дисциплину. С учетом высоких требований, предъявляемых к выпускникам в последние годы, больший процент учебного времени уделяется практическим навыкам и умениям будущего врача-педиатра.
Проведенный анализ установил, что за последние четыре учебных года отмечается общая тенденция к снижению показателей успеваемости среди студентов как на 4-ом, так и на 5-ом курсах. При этом у студентов 4-го курса ежегодно падает средний балл по дисциплине с 4,2 до 3,6 (2010-2011 уч. год – 4,2; 2011-2012 – 3,6; 2012-2013 – 3,8; 2013-2014 – 3,6), что отражается в уменьшении количества оценок «отлично» с 36,1% до 21,6%, «хорошо» - с 42,6% до 33,3% и увеличении более чем в два раза (с 17,6% до 37,3%) оценок «удовлетворительно» и волнообразным изменением оценок «неудовлетворительно» (2,9%; 15,5%; 2,7%; 14,4%, соответственно).
В последние годы отмечается слабая подготовленность студентов 4-го курса педиатрического факультета как в осеннем, так и в весеннем семестрах, которая проявляется в низком уровне самостоятельной подготовки и работе на практических занятиях, более 50% студентов имели задолженность по дисциплине «Детские болезни» с несвоевременной явкой на отработки. При сравнении текущего рейтинга каждого студента по дисциплине и экзаменационных оценок, а также результатов компьютерного тестирования выживаемости знаний отмечается соответствие, что свидетельствует о снижении общего уровня подготовленности студентов.
При собеседовании со студентами в рамках воспитательной работы, обращает на себя внимание низкая мотивация студентов в последние годы.
В то же время успеваемость среди студентов 5 курса за последние четыре учебных года характеризуется относительной стабильностью, более высоким средним баллом, и тенденцией к снижению лишь в 2013-2014 учебном году, за счет уменьшения количества оценок «отлично» и увеличения неудовлетворительных результатов (с 34,5% до 29,9%; с 5,0% до 9,6%, соответственно). Средний балл по дисциплине составил 2010-2011 уч. году – 3,9, 2011-2012 – 4,6, 2012-2013 – 3,9, 2013-2014 – 3,7, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии воспитательной работы кафедры на повышение мотивации к изучению дисциплины у студентов-педиатров.
Кроме того, представленные на Ученом Совете КубГМУ данные о низком рейтинге (ЕГЭ) абитуриентов КубГМУ, а также данные в периодической печати других медицинских вузов страны о несоответствии рейтинга ЕГЭ результатам сессии [3, 5, 9] свидетельствуют о низком базовом уровне зачисленных в вуз студентов, что отражается на ежегодном снижении текущей успеваемости и низком рейтинге по итогам промежуточной аттестации студентов.
Таким образом, очевидно, что в последние годы:
- выражена тенденция к снижению успеваемости студентов по дисциплине «Детские болезни» и мотивации студентов к ее изучению на современном этапе;
- выявлена корреляция между низким базовым уровнем зачисленных в вуз абитуриентов и успеваемостью при дальнейшем обучении;
- отмечается негативное влияние тестовой формы подготовки и контроля успеваемости, начиная со школьного этапа обучения.
Перечисленные факторы отрицательно влияют на формирование клинического мышления будущего специалиста.
С целью оптимизации учебного процесса и выяснения причин низкой мотивации студентов кафедра считает целесообразным проведение междисциплинарного анализа успеваемости, социологического опроса студентов, что позволит повысить качество обучения не только по дисциплине «Детские болезни», но и в целом на педиатрическом факультете.
Библиографическая ссылка
Бурлуцкая А.В., Сутовская Д. В., Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Яловая В.Е. АНАЛИЗ И ПУТИ ОТИМИЗАЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 62-64;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6858 (дата обращения: 23.11.2024).