Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ И ПУТИ ОТИМИЗАЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ»

Бурлуцкая А.В. 1 Сутовская Д. В. 1 Привалова Т.Е. 1 Шадрин С.А. 1 Яловая В.Е. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Артамонов Р., Медицинская газета. №54, 2010 г.
2. Байденко, В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В.И. Байденко // Высшее образование сегодня.-2007.-№5.-4-9.
3. Блохина М.В., Вахитов Ш.М., Сытник В.В – Анализ и оценка академической успеваемости студентов вузов – одна из функций педагогического менеджмента // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2 – С. 52-54 URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7778871
4. Ведмич Л.В. Модульные технологии с использованием компьютерных средств обучения // Педагогический вестник. №5, 6. –Боровичи: Изд-во Новгор. Гос. Ун-та, 1999.-С.67-68.
5. Зинкевич Е.Р. – Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. Выпуск № 26. – 2012.
6. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегрально-модульного обучения общей химии студентов медицинского ВУЗа. – Краснодар, 2001. – 264 с.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
9. Стаурина Н., Елизарова Е., и соавт. Виртуальный портрет первокурсника // Медицинский вестник, 2010 - № 7.

Тенденции современного развития науки и образования, социальные преобразования в обществе, достижения педагогической теории и практики определили стратегию модернизации системы высшего образования [2, 4]. В связи этим разработан и внедрен новый образовательный стандарт ФГОС-3 ВПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «8» ноября 2010 г., № 1122. Система современного высшего образования требует формирования новых учебных программ, инноваций педагогических методик, внедрения современных информационных технологий обучения, активизации самостоятельной работы студентов, использования рейтинговой оценки знаний, повышение конкурентоспособности и мобильности студентов, преподавателей и научных работников [6, 7]. На современном этапе высшая медицинская школа внедряет инновационное направление - компетентностный подход. Компетентность – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Прежде всего, это знания, умения, навыки. Компетентность включает не только когнитивную и операциональную–технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [6].

«Детские болезни» является одной из основных клинических дисциплин в подготовке врача-педиатра. Полученные во время изучения знания будут использоваться в практической деятельности специалиста. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работа над модулем включает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание академической истории болезни.

Успеваемость студентов – это одна из важнейших характеристик образовательной деятельности учебного заведения, по которой можно судить о достигнутых результатах или об имеющихся проблемах [1, 3]. В связи с переходом на обучение по ФГОС-3 кафедрой педиатрии №2 проведен сравнительный анализ успеваемости по дисциплине за последние четыре учебных года с целью выявления имеющихся проблем и возможности оптимизации учебного процесса.

Для успешного освоения дисциплины «Детские болезни» студентам предоставлены все возможности: в библиотеке имеется достаточное количество базового учебника «Детские болезни» под ред. Н.П. Шабалова в 2 томах, к каждому занятию разработаны методические рекомендации для преподавателей и студентов, на каждом практическом занятии студенты проходят тематическое тестирование (письменно) и итоговый компьютерный тестовый контроль, имеются методические рекомендации по написанию академической истории болезни, изданные кафедрой, лекционный курс прочитан заведующим кафедрой, профессором и доцентами кафедры в полном объеме. Согласно рабочей программы по ГОС по специальности «Педиатрия», студенты педиатрического факультета изучали дисциплину «Детские болезни с эндокринологией и общей физиотерапией» в V-XII семестрах с промежуточной аттестацией в виде курсового экзамена в VIII и X семестрах в форме устного собеседования по билетам.

В рамках учебно-методической работы кафедры за анализируемый период произведено ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам, что отражено в дополнениях и изменениях к рабочей программе. Внедрены современные технологии обучения на основе внутрипредметной интеграции, объединяющие знания и учебные дисциплины в единый учебный курс. На основе компетентностного подхода разработаны новые методические рекомендации и пособия для студентов позволяющие им успешно осваивать дисциплину. С учетом высоких требований, предъявляемых к выпускникам в последние годы, больший процент учебного времени уделяется практическим навыкам и умениям будущего врача-педиатра.

Проведенный анализ установил, что за последние четыре учебных года отмечается общая тенденция к снижению показателей успеваемости среди студентов как на 4-ом, так и на 5-ом курсах. При этом у студентов 4-го курса ежегодно падает средний балл по дисциплине с 4,2 до 3,6 (2010-2011 уч. год – 4,2; 2011-2012 – 3,6; 2012-2013 – 3,8; 2013-2014 – 3,6), что отражается в уменьшении количества оценок «отлично» с 36,1% до 21,6%, «хорошо» - с 42,6% до 33,3% и увеличении более чем в два раза (с 17,6% до 37,3%) оценок «удовлетворительно» и волнообразным изменением оценок «неудовлетворительно» (2,9%; 15,5%; 2,7%; 14,4%, соответственно).

В последние годы отмечается слабая подготовленность студентов 4-го курса педиатрического факультета как в осеннем, так и в весеннем семестрах, которая проявляется в низком уровне самостоятельной подготовки и работе на практических занятиях, более 50% студентов имели задолженность по дисциплине «Детские болезни» с несвоевременной явкой на отработки. При сравнении текущего рейтинга каждого студента по дисциплине и экзаменационных оценок, а также результатов компьютерного тестирования выживаемости знаний отмечается соответствие, что свидетельствует о снижении общего уровня подготовленности студентов.

При собеседовании со студентами в рамках воспитательной работы, обращает на себя внимание низкая мотивация студентов в последние годы.

В то же время успеваемость среди студентов 5 курса за последние четыре учебных года характеризуется относительной стабильностью, более высоким средним баллом, и тенденцией к снижению лишь в 2013-2014 учебном году, за счет уменьшения количества оценок «отлично» и увеличения неудовлетворительных результатов (с 34,5% до 29,9%; с 5,0% до 9,6%, соответственно). Средний балл по дисциплине составил 2010-2011 уч. году – 3,9, 2011-2012 – 4,6, 2012-2013 – 3,9, 2013-2014 – 3,7, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии воспитательной работы кафедры на повышение мотивации к изучению дисциплины у студентов-педиатров.

Кроме того, представленные на Ученом Совете КубГМУ данные о низком рейтинге (ЕГЭ) абитуриентов КубГМУ, а также данные в периодической печати других медицинских вузов страны о несоответствии рейтинга ЕГЭ результатам сессии [3, 5, 9] свидетельствуют о низком базовом уровне зачисленных в вуз студентов, что отражается на ежегодном снижении текущей успеваемости и низком рейтинге по итогам промежуточной аттестации студентов.

Таким образом, очевидно, что в последние годы:

- выражена тенденция к снижению успеваемости студентов по дисциплине «Детские болезни» и мотивации студентов к ее изучению на современном этапе;

- выявлена корреляция между низким базовым уровнем зачисленных в вуз абитуриентов и успеваемостью при дальнейшем обучении;

- отмечается негативное влияние тестовой формы подготовки и контроля успеваемости, начиная со школьного этапа обучения.

Перечисленные факторы отрицательно влияют на формирование клинического мышления будущего специалиста.

С целью оптимизации учебного процесса и выяснения причин низкой мотивации студентов кафедра считает целесообразным проведение междисциплинарного анализа успеваемости, социологического опроса студентов, что позволит повысить качество обучения не только по дисциплине «Детские болезни», но и в целом на педиатрическом факультете.


Библиографическая ссылка

Бурлуцкая А.В., Сутовская Д. В., Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Яловая В.Е. АНАЛИЗ И ПУТИ ОТИМИЗАЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 62-64;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6858 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674