Вариативный курс «Анатомия головы и шеи в возрастном аспекте» для студентов стоматологического факультета является дополнительным к основной дисциплине «Анатомия человека – анатомия головы и шеи», который является базисным курсом для изучения анатомии взрослого человека. Однако каждому возрастному периоду от рождения до старческого возраста соответствуют свои законы строения и функционирования организма, что требует более углубленного изучения возрастной анатомии человека. Введенный на кафедре нормальной анатомии вариативный курс «Анатомия головы и шеи в возрастном аспекте» позволяет подчеркнуть индивидуальную анатомическую изменчивость опорно-двигательного аппарата, органов, сосудов и нервов головы и шеи, центральной нервной системы и органов чувств в определенные возрастные периоды. Кроме того, он позволяет выделить характерные анатомические особенности новорожденных, дать клиническую оценку возрастной изменчивости в определенные периоды постнатального развития человека. Учитывая, что наряду с хирургией взрослых и детей активно развивается хирургия новорожденных, людей пожилого и старческого возраста, эти анатомические сведения особенно ценны.
Проведение практических занятий по вариативному курсу состоит из двух этапов. Первый этап – повторение соответствующего раздела основного курса анатомии, второй этап – овладение материалом по возрастной анатомии.
В вариативном курсе в разделе «Остеология» возрастные особенности костей черепа обязательно связываются с основными причинами формообразовательных процессов черепа в процессе эволюции головного мозга, органов чувств, перестройки жаберного аппарата, окружающего начальные отделы пищеварительного тракта и дыхательной системы [2, 3]. Учитывается различие в развитии костей крыши черепа и его основания. Уделяется большое внимание развитию и возрастным особенностям костей лицевого черепа, в первую очередь верхней и нижней челюстей [2, 3]. В лекционном курсе выделяются основные характерные признаки черепа человека: увеличение вместимости мозгового отдела, уменьшение лицевого отдела, уменьшение массы и размеров нижней челюсти, что увеличивает силу прикуса и подвижность челюсти для членораздельной речи. Отмечается перемещение отверстий черепа, развитие отростков, придаточных пазух носа, бугристостей, гребней [2, 3].
При изучении раздела «Миология» обращается внимание на то, что мышцы шеи дифференцируются постепенно и топография мышц шеи новорожденного отличается от топографии взрослого человека [1]. Мышечные «треугольники» располагаются выше, чем у взрослого. Варианты строения сонного треугольника могут отражаться на уровне деления и углов расхождения наружной и внутренней сонных артерий, что определяет их дальнейший ход – параллельно или под острым углом [1].
В разные возрастные периоды сосудистая система отличается относительными размерами диаметров магистральных стволов, неодинаковыми соотношениями, их проекцией, разной частотой отхождения ветвей (или впадения притоков), формой деления [1].
В любой возрастной группе, начиная с новорожденных, существуют выраженные индивидуальные различия органов по форме, количеству, размерам, топографии. Имеет место свой диапазон колебаний[1, 2, 3].
Возрастная и индивидуальная изменчивость органов человека детерминирована процессами онтогенеза, а также воздействием на организм различных условий внутренней и внешней среды, влиянием социальных факторов.
Все наиболее важные для клиники моменты возрастной анатомии отражены в методических разработках, лекционном курсе, рекомендованной дополнительной литературе, максимальном использовании натуральных препаратов по возрастной морфологии анатомического музея кафедры.
Вариативный курс позволяет студентам стоматологического факультета легче и глубже усвоить материал общего курса анатомии человека, а также изучить возрастную анатомию головы и шеи.
Библиографическая ссылка
Вологина Н.И., Север И.С., Ваньянц А.Б., Матвиенко О.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО КУРСА «АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 66-67;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6860 (дата обращения: 23.11.2024).