Повышение уровня образования в нашей стране постоянно находится в поле зрения руководства нашего государства, о чем свидетельствует состоявшийся 30 октября 2014 г. в Московском государственном университета им. М.И. Ломоносова Х съезд Российского союза ректоров, в котором принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. На съезде обсуждались вопросы развития системы высшего образования в стране, в частности меры, направленные на повышение качества обучения студентов.
Одной из ключевых форм количественного измерения уровня подготовки специалиста является балльно-рейтинговая система, использующаяся в российских вузах с 2000 года как гибкое и эффективное средство ранжирования студентов порезультатам их учебной деятельности, мотивирующее обучаемых на достижение высоких результатов.
Накопленный кафедрой фармакологии Кубанского государственного медицинского университета опыт по внедрению и реализации балльно-рейтинговой системы позволяет провести анализ разработки новых направлений совершенствования оценки сформированностиу студентов компетенций.
Прежде всего, следует отметить, что ранее применявшаяся система контроля знаний обучающихся в определенной степени противоречит современным требованиям, предъявляемым к подготовке высококвалифицированных врачей. Устоявшиеся (традиционные) формы контроля знаний не отличаются требуемой компетентностной объективностью, а нередко и адекватностью, создают предпосылку к пассивной роли студента в собственном профессиональном становлении, нередко сопровождаются низким воспитательным потенциалом.
Внедренная балльно-рейтинговая система позволяет в должной мере проводить регулярную оценку знаний, умений и навыков студентов на протяжении всего периода освоения фармакологии.
Использование балльно-рейтинговой системы на кафедре фармакологии способствует повышению уровня организации и интенсификации учебного процесса за счет активизации работы профессорско-преподавательского состава по постоянному обновлению и совершенствованию методов обучения, осуществлению постоянного контроля за профессиональной подготовкой студентов, повышению их мотивации к освоению предмета путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, стимулированию систематической подготовки, укреплению учебной дисциплины, в частности показателей посещаемости лекций и практических занятий, формированию навыков самоорганизации учебного процесса во внеурочное время и самооценки у студентов. Этому способствует постоянное совершенствование профессорско-преподавательским составом кафедры методических разработок и пособий к лекциям и практическим занятиям, в которых, наряду с изложением специального материала, отражающего образовательные компетенции (способность применять знания, умения и навыки, успешно действовать на основе практического опыта), представлены элементы воспитательного характера, затрагивающие вопросы врачебной этики, истории медицины, традиций вуза и др. [1, 2].
Следует отметить, что уровень предлагаемых образовательных компетенций обучающихся в рамках балльно-рейтинговой системы оценивается не только в ходе текущего и промежуточного итогового контроля, но и, что особенно важно, входного контроля.
Спецификой балльно-рейтинговой оценки на кафедре фармакологии являются учет уровня подготовки студентов по врачебной рецептуре, общей и частной фармакологии, а также умения ими решать ситуационные задачи, представленные на бумажном и электронном носителях; широкое использование профессионально ориентированных контролирующих и обучающих компьютерных программ. При этом студент, используя знания, приобретенные самостоятельно и в аудитории, должен набрать необходимое количество баллов в течение семестра и успешно пройти установленный рубежный контроль.
Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны специальные критерии, позволяющие учитывать и оценивать в баллах следующие показатели подготовки студентов: посещаемость практических занятий и лекций, подготовка рефератов по актуальным проблемам медицины, особенно касающихся лечения больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, результативность на итоговых занятиях и компьютерных тестированиях. Кроме того, осуществляется контроль за оформлением рецептурных тетрадей.
Анализ текущей успеваемости студентов выявил ряд проблем, связанных с подготовкой зарубежных студентов, подчас имеющих "языковый барьер" и не всегда достаточный уровень общей образовательной подготовки, что послужило основанием к некоторому снижению уровня балльно-рейтинговой оценки для этой категории обучающихся. Так, если для отечественных студентов оценки "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично" имеют пороговые значения 60, 75 и 90 баллов, то для иностранных – 50, 65 и 80 баллов, соответственно.
Для повышения уровня успеваемости студентов возрастают требования к преподавателям, к их умению правильно и на должном уровне подготовить и организовать учебный процесс, особенно индивидуальный текущий контроль.
Постоянное внимание профессорско-преподавательского состава кафедры к учебному процессу позволило прийти к выводу, что его совершенствование должно базироваться на стимулирующем потенциале балльно-рейтинговой системы, ее способности вовлекать студентов в соревновательный процесс по освоению компетенций; прозрачности этой системы, предоставляющей возможность регуляторной, информационной открытости и доступности для восприятия и понимания самими обучающимися оценки уровня их подготовки; способности балльно-рейтинговой системы повысить степень осознания студентами критериев оценки своих компетенций по изучаемому предмету и, соответственно, корректировать свою самостоятельную работу и затраченное на неё время; объективно оценивать работу студентов в целом и поставить заслуженную оценку на экзамене.
Следует признать, что внедрение и постоянное совершенствование балльно-рейтинговой системы в вузах позволяет повысить точность и объективность оценки успеваемости обучающихся.
Библиографическая ссылка
Галенко-Ярошевский П.А., Уваров А.В., Тихонов А.В., Чеканова О.А., Гулевская О.Н., Зеленская А.В. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОЛОГИИ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 71-73;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6862 (дата обращения: 23.11.2024).