Биологическая химия является одной из основополагающих естественнонаучных дисциплин при подготовке студентов медицинских специальностей. Это разветвленная область знаний, изучающая на молекулярном уровне природу всех химических процессов в клетках организма – основу физиологических функций. Функционирование организма в норме и при патологических состояниях изучает физиология. Поэтому реализация межпредметных связей биологической химии и физиологии в медицинском вузе очень значима.
Для успешной реализации межпредметных связей необходима разработка соответствующих планов и учебных программ с учетом содержания учебного материала по другим дисциплинам [1].
Учебная программа по биологической химии составлена с ориентацией на конечные цели обучения в медицинском вузе, поэтому одной из важнейших задач преподавательской деятельности является интеграция знаний. Именно интеграция знаний в медицинском вузовском обучении обеспечивает системность усвоения знаний, способствует формированию клинического мышления, так необходимого в практической деятельности врача.
Примером использования межпредметных связей может служить тема «Роль мембран в метаболизме. Перенос веществ через мембраны, трансмембранная передача сигнала», которая изучается в курсе биологической химии сразу после занятий по физиологии на тему «Современные представления о транспорте веществ, строение и функция мембран. Физиология возбудимых тканей». Такое расположение учебного материала позволяет на занятиях по биологической химии рассмотреть проблему транспорта веществ через мембрану с привлечением дополнительного материала в виде студенческих научных докладов и презентаций. Подобным образом могут быть организованы в курсе биологической химии занятия по теме «Гормональная регуляция обмена веществ и функций организма», которые проходят после изучения по физиологии темы «Гормональная регуляция физиологических функций организма». Следует подчеркнуть, что межпредметные связи влияют на отбор и структуру учебного материала, помогают студентам осмысливать, обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе изучения сходных тем разных дисциплин.
Актуальность межпредметных связей хорошо прослеживается при изучении темы «Пищеварение», которая сначала рассматривается в курсе биологической химии, причем отдельно: переваривание углеводов, переваривание липидов, переваривание белков; а затем в курсе физиологии. Переваривание и всасывание пищи служит звеном между питанием и метаболизмом. Главный вклад в понимание современных концепций питания вносит биохимия обмена веществ. Поэтому при изучении этого вопроса в курсе физиологии можно больше внимания уделить, например, новой теории адекватного питания, в которую классическая теория сбалансированного питания входит как важная составляющая часть. Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с наиболее мощным лекарством, однако неправильное употребление такого лекарства, как и любого другого, а так же нарушение переваривания и всасывания может привести к драматическим последствиям [2].
Таким образом, использование интегративного подхода к изучению биологической химии в медицинском вузе позволит повысить интенсивность процесса обучения, степень усвоения учебного материала и творческую самостоятельность, формирует системные знания, необходимые в профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Горецкая Т.И., Лазарева Е.К., Королева И.П. АКТУАЛЬНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 81-82;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6867 (дата обращения: 23.11.2024).