Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Гринченко Е.Л. 1 Курдуманова О.И. 2
1 ГБОУ ВПО ОмГМА Минздрава России
2 ГБОУ ВПО ОмГПУ
1. Игнатенко А.А., Компетентностный подход в системе ВПО // Социальная работаи сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сб. статей и тезисов докладов участников второй Межрегиональной научно-практич. конференции 17-19 ноября 2009 г. / Уральская государственная медицинская академия. Екатеринбург, 2009.– С. 296-308.
2. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России. – 2009.– №6. – С. 29-36.
3. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России.– 2006. – №11. – С. 39-46.
4. Мартыненко О., Чёрная И. Формирование иоценка профессио¬нальных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. – 2007. – №9. –С. 86-91.
5. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. 2010. – №1. –С. 98-101.

Компетентностный подход является методологическим основанием модернизации профессионального образования. Результатом подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении должна выступать профессиональная компетентность [1, с. 298]. Компетентностный подход стал предметом множества фундаментальных и прикладных исследований (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) [2, с. 29]. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных жизненных ситуациях [1, с. 296].

При рассмотрении профессиональной подготовки в русле компетнтностного подхода наибольшее внимание уделяется перечню, определению и способам оценки необходимых компетенций, методам и формам, позволяющим перенести акцент со знаний на практические умения, обогащению и переструктурированию содержания образования [3, с. 41]. Проведенный нами анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» позволил выделить блок профессиональных компетенций, которые должны формироваться в процессе обучения химии у студентов медицинского вуза:

- способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

- способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

- Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных лечебных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования.

Качество формирования профессиональных компетенций обеспечивается активностью студентов, ростом самостоятельности в принятии решений, системностью в анализе ситуации, умением решать профессиональные проблемы. Очевидно, что все это возможно в процессе самостоятельной работы по химии. Учебные дисциплины общепрофессиональной подготовки, к каким относится химия, связаны с формированием системы фундаментальных научных знаний и практических умений, где основной акцент делается на самостоятельной работе [2, с.33].

Наши исследования показывают, что самостоятельно организовывать свою учебную деятельность умеют далеко не все студенты (32% из 119 опрошенных), Но, тем не менее, положительные результаты своей учебы связывают именно с этим умением 74% студентов. Поскольку перспективной целью обучения химии в медицинском вузе мы считаем формирование профессионально-грамотного врача, в анкету был включен вопрос: «Считаете ли Вы самостоятельную подготовку по химии значимой в освоении новой профессии?». 66%  респондентов (79 человек) ответили утвердительно, а 26 (22%) не видят важности химических дисциплин в освоении новой профессии. В связи с результатами анкетирования обнаружилась проблема учебного процесса на основе компетентностного подхода – необходимость усиления мотивационной составляющей. Для повышения мотивации студентов к обучению особое внимание уделяется созданию условий использования учебных пособий в самостоятельной работе студентов, что предполагает поэтапное освоение содержания: освоение методики работы, продуктивная работа с учебным материалом, самоконтроль при выполнении контрольных и тестовых заданий, выполнение проектных заданий, представление результатов обучения преподавателю [4, с. 89].

Учитывая вышесказанное, коллектив кафедры химии ОмГМА разработал для студентов первого курса, обучающихся дисциплине «Химия», новое учебное пособие. Сборник включает тематические разделы дисциплины с краткой теоретической частью, типовыми задачами, тестами для самоконтроля, контрольными заданиями, списком литературы, а также инструкцию по охране труда и кодификатор зачетной работы с ее характеристикой, инструкцией по ее выполнению и системой оценивания. Также составлены инструкции по каждому новому виду деятельности: общие правила работы в лаборатории, правила работы с учебной и научной литературой, инструкция по созданию стенгазеты, правила оформления индивидуального проекта и т.д. Специфика медицинского вуза такова, что первокурсники теряются в огромном потоке информации: много новых предметов, не связанных со школьной программой, недостаточность времени для подготовки. Задача преподавателя максимально облегчить самоподготовку студентов к занятиям, направить студента на путь создания собственной образовательной траектории.

Важным для формирования одной из перечисленных нами компетенций является выполнение лабораторных работ, поскольку это основной этап в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования. Рассмотрим на примере темы «Титриметрический анализ». Согласно календарному плану занятий по разделу «Растворы. Титриметрический анализ», студенты выполняют четыре лабораторные работы: 1) метод нейтрализации; 2) перманганатометрия; 3) комплексонометрия; 4) потенциометрическое титрование. Учитывая тот факт, что в школьном курсе химии подобные лабораторные работы не предусмотрены, первокурсники не владеют умениями работать с бюреткой, правильно набирать раствор в пипетку, титровать. В первой лабораторной работе «Метод нейтрализации» мы даем подробные инструкции с целью научить студентов простейшей технике титриметрического анализа, чтобы в последующих работах можно было оценить деятельность будущих специалистов.

Во время лабораторной работы преподаватель использует метод наблюдения, оценивает технику проведения лабораторной работы, результаты вносит в оценочный лист, который студент оформляет заранее. Общее количество баллов за работу – 10 (табл.1).

Таблица 1

Оценивание лабораторных действий студентов в теме «Титриметрический анализ»

Лабораторное действие

Балл

Правила подготовки бюретки к работе

- удаление воздуха из носика бюретки

1

- наличие/отсутствие воронки

1

- установка на «0»

1

Правильность проведения титрования

- техника титрования

1

- интенсивность окраски раствора

1

Представление результатов и выводов по работе

- точность расчетов, указание единиц измерения

2

- грамотная формулировка вывода

1

Приведение рабочего места в порядок

2

Затем баллы преподаватель переводит в оценку (табл.2).

Таблица 2

Шкала перевода баллов в оценку

Общий балл за работу

Оценка

10-9 баллов

«5» отлично

8-7 баллов

«4» хорошо

6-5 баллов

«3» удовлетворительно

Менее 5 баллов

«2» неудовлетворительно

 
Таким образом, учитывается тесная взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Формы контроля становятся еще более, чем раньше, своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту четче осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в нужное русло.

Модернизация российского медицинского образования в соответ­ствии с общемировыми тенденциями позволит сделать его более современным, решить задачу повышения качества подготовки специалистов для системы здравоохранения, сохранить престиж медицинской профессии [5, с.101].


Библиографическая ссылка

Гринченко Е.Л., Курдуманова О.И. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 86-89;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6870 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674