Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ДОМИНАНТНО-КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гуменюк С.Е. 1 Сидельников А.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Касатиков А.А. // Доминантно-контекстный подход как основание организации содержания учебной информации в системе повышения квалификации. Автореф. …канд. пед. наук., Краснодар, 2007. – 22 с.
2. Касатиков А.А., Остапенко А.А. // Педагогическая система: теория, история, развитие. - Коллективная монография. - Под ред. В.П. Бедерхановой, АА. Остапенко. - М.: Народное образование. - 2014. -128 с

Структура и продолжительность изучения дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика» студентами 2, 3 курсов педиатрического факультета определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) и непосредственно ориентированы на их профессионально-практическую подготовку. Одной из методик проведения практических занятий, как образовательного процесса, является участие в реальной жизненной ситуации.

Задача практических занятий по общей хирургии, лучевой диагностике - формирование способностей и развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

·      способность и готовность к самосовершенствованию;

·      способность и готовность осущест­влять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики;

·      овладеть умением решать вопросы проведения санитарно-просветительной работы с целью формирования здорового образа жизни.

Наряду с общекультурными компе­тенциями студент должен овладеть и начальными профессиональными компетенциями, необходимыми для решения в последующем любых профессиональных задач.

Общепрофессиональные компетенции:

·      способность и готовность приме­нять методы асептики и антисептики;

·      способность и готовность прово­дить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений учреждений здравоохранения;

·      способность и готовность овладеть техникой ухода за больными;

·      способность и готовность реали­зовать этические и деонтологические аспекты будущей врачебной деятельности в общении с коллегами, младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

·      способность и готовность осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья (санитарно-просветительная работа по гигиеническим вопросам).

Цель практических занятий по общей хирургии, лучевой диагностике – формирование умений и навыков диагностики и общих принципов лечения  больных хирургического профиля.

Соответствующий ФГОС перечень знаний, умений, навыков предъявляет опережающие требования к компетенциям студентов 2, 3 курса. Они еще не имеют достаточных знаний по инфекционным болезням, микробиологии, фармакологии хирургическим болезням и т.д. Для решения этой проблемы может быть использован доминантно-контекстный подход (ДК-подход), основанный на принципе доминанты А.А. Ухтомского [1].

Целью нашей работы стало повышение эффективности учебного процесса при экономии учебного времени и формирование у студентов способности быстрого и системного усвоения знаний и навыков для дальнейшего профессионального использования.

При ДК-подходе учебная информация организована в виде системы, состоящей из доминанты (содержательное ядро учебной информации), периферии (множество не входящих в содержательное ядро дидактических единиц), контекста (совокупность логических и ассоциативных связей между всеми элементами системы) [2]. Мы использовали способы задания общего контекста системы учебной информации: целеполагание, задание константного параметра, ключевое слово, «лозунг», рефрен, совокупность «скрытых» факторов образования, аксиологический приоритет, задание ритма учебного процесса. В частности, с помощью рефрена принудительно осуществляется доминантная связь в системе учебной информации (например, соблюдение правил асептики и антисептики в лечебных учреждениях на практических занятиях). Создание совокупности «скрытых» факторов образования, сама обстановка лечебно-профи­лактических учреждений задает контекст. Одним из самых мощных способов задания контекста является ритм учебного процесса. Использование интернет-технологий с целью подготовки презентаций студентов на соответствующие темы, которые формируют мотивационную основу обучения, стимулируют активную самостоятельную работу и интеллектуальное развитие студентов. Становится возможной трансформация учебного материала в интерактивные варианты.

Обучение с использованием учебных материалов, организованных на основе ДК-подхода способствует экономии учебного времени при повышении эффективности образовательного процесса и формировании у студента общекультурных и профессиональных компетенций.


Библиографическая ссылка

Гуменюк С.Е., Сидельников А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ДОМИНАНТНО-КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 89-90;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6871 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674