Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХПОДХОДОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Дианов А.Н. 1 Миронов С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. М., 2002.
2. Атлас здоровья в Европе. Европейское региональное бюро ВОЗ / Пер. с англ. М., 2004.
3. Косовский Г.В. Состояние здоровья и оптимизация медицинской помощи студентам вузов г. Магнитогорска в новых социально-экономических условиях: дис. … канд. мед. наук. М., 2007.
4. Предположительная численность населения РФ до 2030 г. (статистический бюллетень). М., 2013.
5. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2006.
6. Ревич Б.А., Подольная М.А., Аксель Е.А., Харькова Т.Л., Кваша Е.А. Особенности онкологической заболеваемости и смертности трудоспособного населения Москвы // Профилактическая медицина. – 2014. – №5. – С. 28-33.
7. Ромашин О.В., Лядов К.В., Макарова М.Р., Шаповаленко Т.В.Система оздоровительных физических тренировок в комплексной реабилитации неврологических больных // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. –№ 1. – С. 37-43.
8. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. М., 2007.
9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М., 2001.
10. Физиологические основы здоровья: учебное пособие / Под ред. Р.И. Айзмана, А.Я. Тернера. Новосибирск, 2001.
11. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Содержание и практического, и теоретического раздела программы по физическому воспитанию (ФВ) студентов нуждается в значительной коррекции. Это утверждение обосновывается многими фактами.

В 2001 году по важнейшей составляющей «индекса человеческого развития ООН» – «продолжительности жизни» – Россия среди 162 стран мира занимала 98-е место. По итогам 2007 года страна переместилась на 158-е место. По данным Минздравсоцразвития России за 2009 год, среднестатистический россиянин живет 69,2 года, что на 15-20 лет меньше чем в передовых странах мира [7].В связи с увеличением смертности численность трудоспособного населения России, в соответствии с прогнозом Росстата к 2031 г., может снизиться до 77,3 млн человек [4], т.е. на 11,1% по сравнению с началом 2013 г.[6].

Эксперты ВОЗ считают, что показатель смертности – один из наиболее достоверных в оценке влияния алкоголя на организм. Сравнительный анализ динамики продолжительности жизни россиян и потребления ими спиртных напитков показывает, что основной ущерб продолжительности жизни наносит неудержимый рост потребления алкоголя [11]. Об этом не раз предупреждали известные ученые академики АМН Ф.Г. Углов, Н.М. Амосов, профессор В.Г. Жданов и др.

Так, Н.М. Амосов [1, с.103-104] ссылается на слова Ф.Г. Углова: «…Не гиподинамия и переедание, а алкоголизм является главной причиной возрастания мужской и, возможно, детской смертности». После получения от Ф.Г. Углова статистических подтверждений Н.М. Амосов, проверив их, заключил: «Похоже, что академик Углов был прав… действительно, рекомендовать пьющим людям режим, требующий самоограничений и физических нагрузок, бесполезно. Во-первых, они сами ухудшают свое здоровье алкоголем. Во-вторых, их воля в таком состоянии, что они не способны ни в чем себя сдерживать».

Отметим установленные факты: числостудентов, употребляющих спиртное, от I к V курсу увеличивается на 42% [10], злоупотребляющих алкоголем – на 47,6% [3].

Курение – доказанный ведущий фактор разрушения здоровья и преждевременной смертности. От курения в мире умирает больше людей, чем от употребления алкоголя, кокаина, героина, а также от СПИДа, насильственной смерти, авто- и авиакатастроф, вместе взятых [5]. И по курению Россия один из лидеров в мире [8]. Число курящих студентов за годы учебы увеличивается от 29,7% до 83% [3, 10]. От 1-го курса к последнему отмечен значительный рост (в 4,8 раза) злостных курильщиков среди мужчин, выкуривающих 20 и более сигарет в сутки [3].

Табак и алкоголь, хотя и относятся к категории разрешенных, как самые доступные, классифицируются специалистами как самые опасные из наркотических средств. В большинстве вузов ФВ – единственный предмет, который может и должен бороться с усилением наркозависимости молодежи, но он, очевидно, делает это не эффективно, поэтому необходимо менять его содержание.

Сердечно-сосудистые заболевания − главная причина ранней инвалидизации, преждевременной смерти и роста затрат на здравоохранение (Ю.Н. Беленков, Р.Г. Оганов, 2007). Среди всех стран Европы Российская Федерация занимает последнее место по продолжительности жизни, первое – по смертности от болезней системы кровообращения и ишемической болезни сердца, второе – от цереброваскулярных болезней [2]. Многочисленными исследованиями показано, что недостаточная двигательная активность (ДА) является важнейшим фактором риска в развитии указанных заболеваний. ДА – это не только естественная (мышечные нагрузка в быту, на работе), но и специально организованная двигательная деятельность (физические тренировки) человека [9].

Г.В. Косовским [3] установлено, что у студентов оптимальную ДА имеет только около 20%, при этом от первого к последнему курсу в 3,9 раза увеличивается количество не занимающихся физкультурой (ФК) и спортом. В.М. Вергунова(2009) с помощью шагомера выявила, что ДА за время обучения в университете снижается на 42,2%: студентки в течение учебного дня на I курсе проходили в среднем 14348,8±368,2 шагов, а на V курсе − 8295,8±368,2 шагов (р<0,05). Е.Ю. Зигалова, Г.Л.Билич(2014) отмечают, что более 90 % студентов имеют недостаточную физическую активность.

Следует логичный вывод, в падении ДА студентовза годы учебы в значительной мере виноваты преподаватели ФВ не достаточно эффективно убеждающие в пагубности этого процесса.

В последние годы все сильнее ухудшается физическая подготовкамолодежи, а это ведь один из важнейших показателей работы кафедр ФВ. Так, по данным Шлыкова П.В. (2002), если в середине 90-х годов ХХ в. низкий уровень физической подготовки имели 43% первокурсников, то вначале ХХI в. – уже 75%. С.П. Левушкиным (2002) зафиксировано снижение силы мышц спины и кисти у юношей и девушек семнадцати лет по сравнению с результатами 10-летней давности (с 1992 годом). В.М. Вергунова (2009), Г.В. Пономарева (2010) и др. отмечают отрицательную динамику показателей физической подготовки студентов за время обучения в вузе.

Исследования В.В. Дорошенко (2013)в КубГУ показали, чтоу студентов математических специальностей, занимающихся по традиционной методике,уже в первые 2 года обучения в вузене отмечаетсяизменений в развитии всех физических качеств за исключением общей выносливости, которая за этот период значительно снижается, на что указывает статистически достоверное ухудшение времени пробегания дистанции 3000 м (t= 3,93; р<0,001).Значит, важнейшие для здоровья аэробные возможности организма значительно снижаются у студентов с первых лет обучения в вузе.

Результаты исследования мотивационно-потребностной сферы 300 студентов I–III курсов математических специальностей позволили установить:

1) популярность занятий ФК от младших курсов к старшим снижается;

2) содержание ФВ в вузе не обеспечивает достаточного объема знаний, который позволял быстудентам не только знать, но и использовать их для повышения физической подготовленности, улучшения телосложения, укрепления здоровья, профилактики заболеваний, формирования профессионально важных умений и навыков (В.В. Дорошенко, 2013).

По данным В.В. Пяткова (2002) сами студенты оценивают падение своей активности (отношения к ФК) на академических занятиях по ФВ от I к IV курсу на 35%. Таким образом, за годы учебы в вузе у студентов пропадает желание заниматься ФК.

В.В. Дорошенко(2013),анализируя динамику показателей физического здоровьястудентовпо методике Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко (1988), установил, что с I по III курс обучения в вузе количество студентов со средним и низким уровнем физического здоровья статистически достоверно увеличилось с 55,7% до 73,8% (φ = 2,09; р<0,05), а число студентов с безопасным (выше среднего и высоким) уровнем –также значительно снизилось с 44,31% до 26,28% (φ =2,08; р <0,05).

По данным Б.Г. Акчурина (1996),ко II курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к IV курсу – на 43%. Четверть студентов на старших курсах переходит в более низкую медицинскую группу.

Исследования А.М. Дюкаревой (1993), О.В. Грининой, Д.И. Кичи (1995), А.В. Ляховича (1998), Г.И. Куценко, Л.Г. Розенфельд (2001), И.П. Кругляковой (2004), В.А. Чепель (2006), Г.В. Косовского (2007), Р.Р. Мурзина (2009) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья студентов с егоотрицательной динамикой за период обучения в вузе, высоких показателей и темпов прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни студентов.

А.А. Артеменков (2013) установил, чтоесли на I курсе около половины юношей находятся в состоянии физиологической нормы, то на IV курсе – только 25%. У 36% девушек I курса определяется состояние физиологической нормы, а к IV курсу в этом состоянии находятся только 10% девушек (p≤0,01). Автор отмечает, что полученные им данные в определенной степени согласуются с результатами других исследователей.

Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что двигательная активность, физическая подготовка и здоровье студенчества России за годы учебы ухудшается. Ответственность за такое положение в значительной мере несет предмет «физическое воспитание», который является главным средством влияния государства на практические умения и теоретические знания молодежи в указанных сферах. Следовательно, методологические подходы к отбору содержания программы по физическому воспитанию студентов, ее реализации нуждаются в существенной коррекции.


Библиографическая ссылка

Дианов А.Н., Миронов С.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХПОДХОДОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 98-101;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6877 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674