Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Жуков А.В. 1 Шантыз Г.Ю. 1 Богатырь Л.Я. 1 Бахарева Н.С. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Жуков А.В., Байбаков С.Е., Богатырь Л.Я., Бахарева Н.С., Шантыз Г.Ю., Горбов Л.В. Анатомическая терминология – основа взаимопонимания врачей. // Между¬народный журнал экспериментального образования.- 2014.- №4.- С.102-104.
2. Жуков А.В., Левченко И.И. Участие студентов в методической работе кафедры. // Международный журнал экспериментального образования.- 2012.- №4.- С.78-79.

Анатомия человека является одной из старейших и достаточно консервативных наук о человеке. Исторически сложилось подразделение её на разделы по системам ор­ганов, изучение их наружного, внутреннего строения и топографии с использованием биологических объектов (костных, натуральных препаратов и трупа) и употребление латинских названий для их обозначения. Причем количество терминов растет из года в год и на сегодняшний день составляет 7428 единиц [1]. Возможность изучать строение человеческого тела предоставлялась только в стенах учебных заведений и аудиторная работа имела 2 основные формы: лекции и практические занятия. В современном мире благодаря интенсификации научно-технического прогресса появились новые возможности получения, обработки, организации и предоставления информации самого различного профиля (зрительной, слуховой, текстовой).

Подобные тенденции нашли свое отражение в Программе стратегического разви­тия КубГМУ Министерства Здравоохранения Российской Федерации (2012 – 2020 годы), утвержденной ректором С.Н.Алексеенко 28 июня 2013 года. Её пункт 2.2.2. Приоритетные направления образовательной деятельности ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России призывает «развивать и расширять практику дистанционного обучения в послевузовском образовании, а также по программам дополнительного профессионального образования с использованием телекоммуникационных, электронных и цифровых технологий». Этот призыв продиктован насущной необходимостью. Так в 2014 году количество мобильных телефонов, смартфонов и коммуникаторов в мире впервые превысило население земного шара (7,2 млрд. человек). Количество персональных компьютеров в мире к 2014 году составило 2 млрд. штук. Этот рост, начавшийся в таком виде с 1980 года, происходит в геометрической прогрессии, изменяя способы коммуникации, получения и обмена информацией.

Раньше организация педагогического процесса по изучению анатомии человека на первых курсах медицинского вуза заключалась в объяснении темы преподавателем на практическом занятии (по костным препаратам и на трупе), чтении профессором лекции с демонстрацией плакатов, контроле знаний и самостоятельной работы дома с печатными источниками (учебниками, атласами и методичками). Возможности современных электронных устройств (гаджетов) и наличие сети Интернет позволяет пластично и творчески трансформировать этот процесс и одновременно повысить вовлеченность студентов в научную деятельность кафедры [2]. Современные лекции отличаются возросшими мультимедийными возможностями (демонстрация презентаций с текстовым, графическим, фото-, видео- и аудиосодержанием). Пришло время изменить процесс самоподготовки. Студент априори не является экспертом в изучаемой области, и в процессе подготовки у него возникают вопросы, ответы на которые он должен находить, используя всю силу абстрактного мышления. Прочитав текстовый материал, необходимо сформировать зрительные образы, обеспечив их взаимосвязь между собой, используя при этом 2 Д изображения из полиграфического атласа. Учитывая объем материала, количество предметов в вузе, и дневную нагрузку по их изучению, вычтя временные затраты на транспорт, еду и сон, осилить за оставшееся незначительное время информацию о строении человеческого тела на 2-х языках (русском и латыни) – крайне тяжелая задача для человека в 17 – 20 летнем возрасте. В этом процессе на выручку может прийти информационный ресурс (Веб-портал), охватывающий все вопросы темы, доступный в любое время (включая ожидание транспорта, дорогу, прием пищи и т.д.), позволяющий прерывать эксперта в данной области на любом месте и повторять необходимую информацию с любого момента и необходимое количество раз. Это фантастические возможности, о которых педагоги прошлого не могли даже мечтать.

Подобный подход в корне меняет ход педагогического процесса на практическом занятии. Уже нет необходимости в объяснении материала с эффективностью усвоения 10 – 40 %, самоподготовка с эффективностью 40 – 90 % решила эту задачу. Оставшееся от контроля и разбора сложных моментов время можно творчески использовать для решения учебных и научных задач, реализовывать которые можно будет также в рам­ках взаимодействия с информационным Интернет ресурсом.

Нами на протяжении некоторого времени реализуется проект создания Веб-пор­тала по анатомии человека и разработки уникального контента для его информацион­ного насыщения с целью популяризации морфологического образования. На новом этапе на основе стабильно функционирующего независимого сайта планируется организация информационной площадки для развития проектов в области морфологического образования на принципах краудсорсинга и краудфандинга.

С момента появления Интернета присутствовала идея его использования как об­разовательного ресурса. На сегодняшний день существует большое  разнообразие ре­сурсов по анатомии человека, чего нельзя сказать о качестве предоставляемого кон­тента. Наиболее популярным распространением морфологической информации явля­ется текстовый формат. Способы реализации несколько отличаются – это сканирование учебников и монографий и распространение их через торрент-трекеры или распознание и заполнение содержимого сайта, либо разные способы компиляции источников. Этот путь ошибочный, он требует от потребителя информации больших затрат времени и вы­сокого уровня владения материалом (уровня эксперта) или является электронной копией бумажного источника, имеющегося у студента. Существуют видеоролики с объ­яснением материала на натуральном препарате или макете. Данная идея лучше, но за­частую страдает реализация – низкое качество видео или аудио, продолжительность поиска нужного видео (плохо структурированный поисковик), неизвестный источник и уровень достоверности материала.

Наиболее интересными проектами являются способы трехмерного моделирования биологических объектов: так известная американская компания Google демонстрирует свою технологию WebGl в 3d атласе анатомии человека на сайте http://www.zygotebody.com/.  Данная бесплатная система зарегистрирована на дочернюю компанию Zygote Media Group, Inc. и позволяет дистанционно, послойно изучать анатомию человека. Компания IMAIOS SAS (Франция) позиционирует свой ресурс  http://www.imaios.com/en/e-Anatomy  как Интернет-атлас анатомии человека, ресурс явля­ется платным. Трехмерным изображением анатомических объектов также может похвастать сайт https://www.biodigitalhuman.com. Существует сайт фирмы Primal Pictures Limited https://www.primalpictures.com/, позволяющий работать с трехмерными ана­томическими объектами. Товарный знак Visible Body и Интернет-ресурс www.visiblebody.com принадлежит компании Argosy Publishing, Inc.

Во всех 3 D проектах хорошая наглядность обеспечивается за счет изображений, получаемых с помощью технических средств (МРТ, СКТ, рентген, УЗИ и т.д.), присут­ствуют половые анатомические различия, но отсутствует индивидуальная вариабель­ность. Большим минусом данных проектов является отсутствие информационной под­держки со стороны анатомического сообщества. Авторство проектов неизвестно, от­сутствует курация проектов крупными научно-учебными центрами.

С ноября 2014 года при поддержке сотрудников кафедры анатомии и руками сту­дентов КубГМУ на Ютубе был создан канал “WebMed” с представлением озвученных роликов по анатомии человека. На сегодняшний день их число превысило 20, но это только начало трансформации и оптимизации процесса самоподготовки студентов. Ин­новационность идеи заключается, во-первых, в том, что создаваемый ресурс предоставляет информацию по анатомии человека несколькими способами (озвученные видео материалы, текст, презентации, тесты); во-вторых имеет интерактивный режим (можно не только потреблять контент, но и участвовать в его создании); в третьих является персонифицированным (можно узнать экспертов сайта, уровень их квалификации и основание для принятия того или иного решения). Наиболее важной инновационной составляющей проекта является работа Веб-портала в качестве базы для реализации креативных идей в области морфологического образования. Реализация идеи планируется с использованием финансовой поддержки гранта УМНИК, что является важным фактором в реализации любого стартапа.

Мы планируем избежать ошибок наших предшественников. Открытость – первое правило, мы называем и позиционируем себя как первоначально региональный (Кубанский), затем российский и только впоследствии мировой ресурс. Интерактивность – направление развития ресурса определяет конечный потребитель. То, что будет более востребовано, получит первостепенное развитие. Мы заинтересованы в приходе экспертов из смежных областей. Такой подход направлен на расширение целевой аудитории – пластическая анатомия для художников, динамическая – для спортивной медицины и тренеров, анатомия человека - для биологов, физиологов, биомедицинских техников и инженеров, школьников. И особенно важное правило – это актуальность и достоверность информации. Реализация этого правила опирается на документы FICAT – Федеративного международного комитета по анатомической терминологии, IFAA – международной федерации ассоциаций анатомов и РАНК  - Российской анатомической номенклатурной комиссии.


Библиографическая ссылка

Жуков А.В., Шантыз Г.Ю., Богатырь Л.Я., Бахарева Н.С. НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 106-109;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6881 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674