Повышение качества образования является одной из актуальных проблем России и всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением целей и результатов образования.
В современной отечественной педагогике известно многоразличных методологических подходов [3], лежащих в основе подготовки специалистов [4]. В их числе естькак уже разработанные подходы (традиционныйзнаниецентристский, системный, деятельностный, личностно-ориентированный и др.), так и новые, вошедшие в педагогическую теорию и практику сравнительно недавно. К последним относится и компетентностный подход [1, 2].
С точки зрения компетентностного подхода идеальный выпускник – это не только эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, продуктивно общаться, эффективно жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». В соответствии с ФГОСВПОтретьего поколения (ФГОС-3) перед высшим образованием ставится задача формирования у будущих специалистов широкого спектра общекультурных и профессиональных компетенций.
Согласно новому учебному плану, разработанному нашим вузом при переходе на обучение по ФГОС ВПО, студенты лечебного факультета на кафедре гигиены с экологией дисциплину "гигиена", относящуюся к базовой части профессионального цикла, изучают в 4 - 5 семестрах(что, по нашему мнению, нецелесообразно), в отличие от всех предыдущих стандартов, когда изучение этой дисциплиныпроводилось в 6 - 7 семестрах.
Обучение дисциплине «гигиена», по нашему мнению, должно быть направлено на формирование у студентоввсех перечисленных в ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций с особенным акцентом наследующие:
-способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК -1);
-способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
-способность и готовность проводить с населением профилактические мероприятия по предупреждению наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
-способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26).
Для формирования указанных компетенций, в результате изучения дисциплины "гигиена" студент должен знатьпоказатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; гигиенические аспекты питания, гигиенические основы лечебно-профилактических учреждений (в том числе, принципы профилактики внутрибольничных инфекций), гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению; организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы.
Студент должен уметь проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека; выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия; владеть методами оценки состояния общественного здоровья, основными врачебными диагностическими и лечебными приемами первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
Одним из важных принциповсовременного образования являются межпредметные связи, при которых изучение каждой дисциплины должно базироваться на совокупности и системе знаний и умений, формируемых предшествующими дисциплинами, которые, в свою очередь, должны стать основой для освоения последующих дисциплин. Особенно значимым этот принцип становится при компетентностном подходе, когда доминирующим компонентом образовательного процесса становится практика и самостоятельная работа обучающихся, развитие у студентов кругозора на базе предшествующих междисциплинарных знаний, умений, навыков, способности к самообучению и креативным решениям.
В настоящее время формирование необходимых компетенций студентами лечебного факультета при изучении гигиены как основной дисциплины профилактического направления медицины в 4 - 5 семестрах сталкивается с определенными трудностями, связанными с отсутствием у них необходимой теоретической и практической базы по таким дисциплинам, как патологическая физиология, патологическая анатомия, фармакология, пропедевтика внутренних болезней, которые обоснованно относились к базовым дисциплинам для освоения гигиены и которые изучаются (нонсенс!) позже - в 5 - 6 семестрах.
Наиболее рациональным, на наш взгляд, является изучение гигиены после того, как студенты освоят вышеуказанные дисциплины и будут знать классификацию и физиологию микроорганизмов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; особенности строения и развития здорового и больного организма; понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и патологии; структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, основы токсикологии, основные механизмы адаптации, причины её срыва, развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем и др.
Таким образом, изучение студентами лечебного факультетадисциплины «гигиена» в 6-7 семестрах (лучше на семестр позже)с учетом требований современного медицинского образования представляется оправданным, что требует пересмотра учебного плана.
Библиографическая ссылка
Захарченко И.С., Школьная Л.Р., Нефедов П.В., Колычева С.С. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА» СТУДЕНТАМИ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 112-113;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6884 (дата обращения: 23.11.2024).