Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Зорик В.В. 1 Карипиди Г.К. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования, 2011. - №10 часть 3. – С. 534 - 537.
2. Свистунов А.А., Горшком М.Д. Симуляционное обучение в медицине.- М.: Росомед, 2013. – 288 с.

Процессы реформирования и модернизации здравоохранения в сфере реализации национальных проектов выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников. Повсеместно в отрасли ощущается дефицит специалистов высокой квалификации. Современные выпускники, владея академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам, оказываются не способными оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского работника. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в области высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знанийобучающегося [2].

Высшая медицинская школа России с самого начала своего существования выгодно отличалась от высших школ других направлений близостью к будущей профессиональной жизни – все выпускающие кафедры работают на клинических базах или в клиниках, обучение студента профессиональной деятельности сразу начинается у постели больного, и после получения диплома врач проходит обязательную стажировку в интернатуре или ординатуре. Тем не менее, обучение у постели больного имеет рядсущественных недостатков. Во-первых, оно может нарушить право пациента на получение качественной медицинской услуги, тем более, если студент на больном человеке отрабатывает мануальный навык, иногда повторяя его несколько раз. Во-вторых, не всегда преподаватель может контролировать этот процесс. В-третьих, ситуация может усугубиться отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. Наконец, подготовка к действиям в экстренных ситуациях, в которых ни обучаемый, ни обучающий не имеют времени и права на ошибки, их обсуждение и исправление, вообще не возможна на пациентах. Одним из выходов из создавшейся ситуации, наряду с обучением у постели больного, является использование возможностей симуляционного обучения с применением тренажеров, симуляторов и моделей. В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски. Симуляционное обучение ни в какой мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасность пациентов. Развитие системы медицинского образования заключается в формировании профессионально готового к самостоятельной врачебной практике специалиста в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Симуляционноеобучение ориентируется на то, что знания, умения и навыки даются не как предмет, на который должна быть направлена активность учащегося, а как средство решения задач, которые ставит перед специалистом его профессиональная деятельность. Использование тренажеров, симуляторов и моделейпозволяет многократно отрабатывать и точно воссоздавать важные клинические ситуации и возможность адаптировать учебный процесс под каждого обучающегося [1, с.534]. Организация симуляционного обучения осуществляется на клинических кафедрах и в специализованных учебных центрах. На кафедрах преимущественно отрабатываются отдельные навыки при изучении специализированных тем, при этом контроль знаний осуществляет один преподаватель. В связи с этим наиболее целесообразным является обучение в условияхспециализированногоучебно-методического центра, который позволяет реально осуществлять междисциплинарную интеграцию, создает унифицированный подход к обучению студентовс использованиемсредств технической и методической поддержкии дает возможность перекрестного контроля уровня подготовки. Вся эта работа получила высокую оценку участников обучения, что убедительно демонстрирует высокий потенциал в деле повышения качества подготовки медицинского персонала в нашей стране. Симуляционные технологии в обучении студентов следует рассматривать не только как часть клинической подготовки, но и как один из важнейших механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление. Следовательно, такие формы обучения требуют методологической поддержки, научной оценки и дальнейшего совершенствования.


Библиографическая ссылка

Зорик В.В., Карипиди Г.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 119-120;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6888 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674