Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ ВРАЧАМИ-ТЕРАПЕВТАМИ НА КУРСАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ

Иванова Н.В. 1 Хлевная Н.В. 1 Канорский С.Г. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестн. высш. школы. – 1988. - № 7. – с.26.2-9.
2. Иванова Н.В., Плешкова М.А., Канорский С.Г. Медико-социологический портрет терапевтов //Междунар. журнал экспериментального образования. – 2014. - № 4. – С.115 - 118.
3. Шишов С.Е., Кальней В.А. ВУЗ: мониторинг образования. – М., 2011.

Врач-терапевт по роду своей деятельности является интернистом, в связи с чем ему практически ежедневно приходится сталкиваться в своей работе с разнообразной патологией, в том числе с заболеваниями крови. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет широко образованный терапевт, который хорошо ориентируется во всех разделах внутренней медицины [1, 3].

Целью данного исследования явилась оценка знаний врачей-терапевтов по диагностике, клинике и тактике лечения основных заболеваний крови.

Материал и методы. В 2014 году по специально разработанной "Анкете врача-терапевта", включавшей 34 вопроса разных типов и 60 вопросов по гематологии, на кафедре терапии № 2 факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов был проведён анонимный социологический опрос 34 курсантов, обучавшихся на двух циклах по вопросам терапии [2] .

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты опроса, среди врачей-терапевтов преобладали женщины – 82,5%, доля мужчин составляла лишь 17,5%. Распределение по возрасту было следующим: до 30 лет – 7,5%, 31 – 50 лет – 32,5%, старше 50 лет – 60,0% (табл.1), что может свидетельствовать о снижении интереса к терапии у выпускников вуза. Средний возраст обучавшихся составлял 50,6 ± 10,9 года (минимальный – 29 лет, максимальный – 71 год).

Таблица 1

Распределение врачей-терапевтов по полу и возрасту

 

  Пол

Возраст

 

Всего

женщины

мужчины

до 30 лет

31 – 50 лет

старше 50 лет

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

33

82,5

7

17,5

3

7,5

13

32,5

24

60,0

100 %

 

Общий стаж работы врачом в среднем по группе составлял 25,7 ± 12,8 года, а стаж по терапии был несколько короче – 22,3 ± 10,4 года. После окончания вуза работали только терапевтами 35 врачей (87,5%), из других специальностей обучающиеся отмечали кардиологию, функциональную диагностику, пульмонологию, работу врачом скорой помощи, семейным врачом.

Самооценка курсантами собственного уровня подготовки по терапии показала следующее. Оценили свой уровень как отличный 2 врача (5,0%), хороший – 30 (75,0%) и удовлетворительный – 8 (20,0%). В этой связи представлял интерес вопрос о разделах терапии, в которых курсанты отмечали наибольшие пробелы в своих знаниях (табл.2).

Из табл. 2 следует, что врачи отмечали недостаточность знаний, прежде всего, в таких областях терапии, как гематология, аллергология, фармакотерапия внутренних болезней, нефрология и кардиология, причём эти показатели не зависели от стажа работы. Даже курсанты со стажем работы терапевтом более 30 лет в 47% случаев отмечали недостаточность знаний по гематологии, каждый третий – по аллергологии, а каждый четвёртый – по вопросам фармакотерапии.

Таблица 2

Мнения курсантов о наименее изученных разделах терапии

 

Разделы

терапии

Во всей группе

(n = 40)

В зависимости от стажа работы

до 10 лет (n=9)

от 11 до 30 лет (n=14)

более 30 лет (n=17)

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

Гематология

18

45,0

4

44,4

5

35,0

8

47,0

Аллерголо-

гия

18

45,0

4

44,4

8

57,0

5

29,0

Фармакотера-

пия внутр.

болезней

10

25,0

0

0

6

43,0

4

24,0

Нефрология

7

17,5

3

33,3

2

14,3

2

11,7

Кардиология

6

15,0

2

22,0

2

14,3

3

17,6

 

На основании результатов опроса 2013 года, в ходе которого отмечался самый высокий уровень наименее изученных разделов терапии по гематологии (во всей группе – 45,0%, а у врачей со стажем более 30 лет – 47,0%) в 2014 году нами было проведено тестирование 34 врачей по данной тематике. Следует подчеркнуть, что это исследование проводилось через 2 недели после прочитанных 6 лекций, посвященных болезням крови. Проведённое тестирование выявило существенные проблемы в информированности по данной дисциплине. Так, только на один вопрос, все курсанты ответили правильно – применение железа при лечении железодефицитной анемии. Больше половины правильных ответов приходилось на вопросы, связанные с клиникой и диагностикой гематологических заболеваний, меньше всего правильных ответов отмечалось по лабораторной диагностике и лечению нарушений гемостаза.

Проведённый анализ ответов констатировал слабую теоретическую базу врачей-терапевтов по вопросам патологии крови, в связи с этим мы можем рекомендовать следующее:

·      проведение циклов тематического усовершенствования по вопросам заболеваний крови для всех врачей-терапевтов, независимо от стажа работы;

·      в качестве стимула для врачей к изучению гематологии рекомендовать аттестационной комиссии по специальности "терапия" увеличить для испытуемых количество вопросов по лабораторной диагностике, клинике и тактике ведения больных с гематологической патологией на амбулаторном этапе с патологией крови;

·      организаторам здравоохранения рекомендовать расширить тематику проводимых конференций за счёт включения вопросов гематологии, в том числе с разбором клинических задач, основанных на реальных историях заболеваний, особенно запущенных случаев, выявленных на уровне краевого специализированного отделения;

·      подготовить методическое пособие для врачей амбулаторного звена по алгоритму диагностики заболеваний крови;

·      с целью наименьшего отрыва вра­чей от работы использовать дистанционное обучение с последующими одно- или двухдневными семинарами для закрепления  знаний.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В., Хлевная Н.В., Канорский С.Г. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ ВРАЧАМИ-ТЕРАПЕВТАМИ НА КУРСАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 120-122;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6889 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674