Биоэтика – особая учебная дисциплина, основанная на интеграции ряда наук: философии, этики, права, биологии. Ее изучение также невозможно без хорошей гносеологической базы в области психологии, педагогики, социологии, культурологии. Кроме того, биоэтика, несмотря на нормативное содержание, выраженное в обязательном соблюдении официально обоснованных требований, принципов и правил, остается знанием неполным, во многом противоречивым, вариантивным и проблематичным. Все эти характеристики данной учебной дисциплины нацеливают преподавателя на поиск таких педагогических приемов, которые заставляли бы студентов не только мыслить строго логически, но и развивать свое продуктивное мышление, самостоятельно искать нужную в данном конкретном случае необходимую информацию, подходить к решению проблемы неординарно, с учетом определенной врачебной ситуации.
Эвристика (обнаружение, открытие, отыскивание), как метод познания,имеет глубокие исторические корни, а в условиях активного применения инновационных технологий в современном образовании, становится особенно актуальной. Еще Сократ, применяя своей метод майевтики, стремился развить у учеников активное эвристическое мышление с помощью правильно поставленных вопросов. Как удел особо одаренных людей эвристическая деятельность оценивалась в новоевропейских научных кругах. Но востребованной эвристика становится на рубеже 19-20 веков, когда общественные потребности в творческих личностях, как двигателях научного, технологического и культурного прогресса, актуализируется в высшей степени [4].
В настоящее время под эвристикой понимается «наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Новая ситуация - это никем не решенная задача или неизобретенное техническое устройство, необходимость которого выявлена. Попадая в новую ситуацию, человек ищет пути и способы решения этой ситуации, пути, которые он раньше в своей практике не встречал и которые ему пока неизвестны. Если же ситуация не нова, то действия человека носят алгоритмический характер, т.е. он вспоминает их последовательность, которая обязательно приведет к цели. В этих действиях нет элементов эвристического мышления в отличие от новой ситуации, когда результат должен быть объективно или субъективно новым. Объективно - когда результат получен впервые, субъективно - когда результат является новым для человека, его получившего» [1, с.114].
Современная система медицинского профессионального образования, детерминированная повышенными общественными требованиями и активным развитием новейших технологий, уже не может ограничиваться исключительно усвоением алгоритмов и готовых знаний. Задача высшей школы состоит в подготовке и развитии личности профессионально творческой, креативной, способной к открытию нового знания в известном. Развитие эвристического мышления у студентов медицинского вуза – важнейший фактор их активного отношения к своей профессии и к миру в целом. Однако на занятиях по биоэтике особенно рельефно обнаруживаются несоответствие между этическими теориями (принципами и правилами) и их практическим применением. Анализ сложившейся ситуации позволил сформулировать эти противоречия:
- между необходимостью развития самостоятельности и творческой активности у студентов и недостаточнойразработанностью необходимых педагогических условий;
- между необходимостью формированием эвристической активности у студентов и наличным уровнем их общей культуры, психологической установки на творческую активность.
- между необходимостью развития эвристического мышления у студентов на занятиях по биоэтике как предпосылки формирования врачебного мышления и отсутствием разработанной теоретико-методологического базы образовательного процесса в этом направлении.
Применение педагогической эвристики на занятиях по биоэтике нацелено на формирование у студентов продуктивного профессионального мышления, умения обобщать и решать неоднозначные интеллектуальные задачи, которые встречаются в медицинской практике. Это совершенно не означает, что на занятиях по биоэтике не используются логические способы познания. Но именно диалектика логического и эвристического конструирует правильную систему решения профессиональных задач врача [2].
Что конкретно дает применение эвристических методов обучения биоэтике? Прежде всего, это активизация и актуализация учебного процесса, направленного на формирование мотивации у студентов к обучению данной дисциплины. Развитие эвристического мышления на семинарах по биоэтике способствует развитию наблюдательности, умений обобщать данные, самостоятельно осмысливать ситуацию, делать умозаключения, развивать способности самоконтроля и самоанализа. Эвристические методы формируют эвристическое, продуктивное мышление у студентов и активизируют работу преподавателя в построении дидактически правильной системы регуляции работы студентов.
Потенциал биоэтики, как учебной дисциплины для развития эвристического мышления у студентов медицинского вуза, достаточно велик. Если опираться на исследования основателя педагогической эвристики Д. Пойа, то можно выделить некоторые эвристические особенности биоэтики [3].
Во-первых, она оперирует идеальными объектами - категориями, в то же время нормативна, формализована, сциентична. При этом она вариативна, требует от специалиста сверять свои знания с условиями их применения, с конкретной ситуацией. Такой дуализм биоэтики открывает огромные возможности для моделирования ситуации, а, следовательно, развития эвристического мышления.
Во-вторых, изучение биоэтики на основе взаимосвязи логического и эвристического дает возможность студенту понять, что врачебные практические задачи невозможно решить, полагаясь только на врачебную интуицию. Биоэтические проблемы сложны и не могут быть «интуитивно понятными», так как их решение связно с высшими человеческими ценностями – здоровьем и жизнью. Однакоэлементы предвидения последствий медицинского вмешательства должны присутствовать обязательно.
В-третьих, знания биоэтики, если они понимаются и принимаются студентами, становятся их убеждениями. На их основе эвристический поиск в биоэтике может происходить путем выбора более целесообразных способов решения врачебной проблемы. Для этого используются методы моделирования врачебных действий студентов в конкретной ситуации, преподавателем ставятся определенные эвристические задачи, которые студентам необходимо решить.
Преподавателями курса биоэтики разработаны и применяются на занятиях два вида эвристических задач или упражнений. Первый вид задачпредполагает применение биоэтических правил и принциповв качестве алгоритмов решения ситуационной проблемы. Второй вид задач – это те, в которых алгоритм решения неизвестен, применение биоэтических принципов может быть вариативным и решение возникшей ситуационной проблемывызывает затруднения. В этом случае от студента требуется приложить максимум мыслительных и волевых усилий в решении проблемы, найти нужную информацию, обобщить материал, провести анализ условий и т.д.
Успех эвристической деятельности студентов на занятиях по биоэтике возможен при наличии ряда условий. К ним, в первую очередь, следует отнести развитие мотивации к обучению биоэтике, желание студентов развивать свое эвристическое мышление, овладевать эвристическими приемами. Педагогическая эвристика достаточно сложна в ее практическом применении, поэтому на занятиях преподаватели идут от применения простых эвристических задач и упражнений к более сложным. Обязательным элементом эвристической деятельности должно быть создание преподавателем ситуации успешного решения проблемы, возможности студентом оценить свою деятельность. При этом сам преподаватель обязан понимать педагогическую эвристику и уметь организовывать продуктивно учебный процесс, уметь определять сложность эвристических задач, строить гипотезы и моделировать варианты их решения.
Библиографическая ссылка
Ковелина Т.А. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЭТИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 134-136;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6896 (дата обращения: 23.11.2024).