Неотъемлемой частью научно-технических достижений в стране является подготовка кадров, соответствующих современным требованиям. При этом, большая роль принадлежит специалистам, обеспечивающим профилактическую направленность здравоохранения, в том числе, по гигиеническим дисциплинам.
На кафедре гигиены с экологией студенты 3-го курса медико-профилактического факультета впервые приступают к изучению гигиены, как науки и предмета своей дальнейшей практической деятельности, основным направлением которой является предварительный и текущий санитарный надзор. В течение двух семестров содержанием занятий по общей гигиене является изучение методов санитарного описания факторов внешней среды, и их действия на организм. Нормативная же оценка факторов является предметом профильных гигиенических дисциплин.
Стержневым моментом проведения всех лекций и практических занятий на кафедре является формирование у студентов гигиенического мышления [2].
Все гигиенические методы исследования внешней среды включены в разделы с учетом их специфики. Так, по гигиене питания будущему санитарному врачу важны санитарно-инструментальные методы контроля на пищевых объектах [1]. Это объективные методы, дающие возможность оценить уровень содержания фактора риска на предприятиях общественного питания, торговли и на промышленных объектах питания. Студенты самостоятельно исследуют качество коровьего молока, определяя его свежесть, предельную кислотность, содержание соды и крахмала; изучают качество хлеба, определяя его пористость, кислотность и его возможные «болезни»; посещают пищеблок вуза; изучают современную классификацию пищевых отравлений и разбирают конкретные случаи пищевых заболеваний, зарегистрированных в крае.
Из раздела коммунальная гигиена студенты знакомятся с текущим санитарным надзором за студенческими общежитиями и жилыми помещениями, изучая приборы и методы исследования микроклимата, освещения и вентиляции, питьевой воды с акцентом на методику отбора проб воды из открытых и подземных водоисточников хозяйственно-бытового водоснабжения. В области санитарной охраны почвы населенных мест студенты знакомятся с правилами отбора проб почвы и определяют ее физические свойства и показатели степени чистоты. С целью повышения мотивации студентов к занятию раздел заканчивается посещением метеостанции и оформлением протокола с конкретными показателями метеофакторов в день занятия.
Из объектов, подлежащих текущему санитарному надзору в детских и подростковых коллективах, студенты знакомятся с дошкольным учреждением и общеобразовательной школой, разбирая место размещения, тип планировки участка и здания, оборудование – парты, столы и стулья. Изучая и оценивая физическое развитие подрастающего поколения, кафедра предоставляет местные стандарты физического развития, разработанные и подготовленные самим коллективом.
Текущий санитарный надзор на производственных объектах включает, в том числе гигиеническую оценку условий труда работающих, поэтому студенты знакомятся с методами определения производственного микроклимата, освещения, вентиляции, шума, вибрации, запыленности и загазованности.
В заключение будущие санитарные врачи знакомятся с методами исследования реакции организма на воздействие различных факторов окружающей среды путем изучения отдельных физиологических систем, а также путем оценки целостного организма с акцентом на основные принципы гигиенического нормирования факторов.
На всех занятиях в соответствии с темой демонстрируются таблицы, а также используются методические разработки, аппаратура, реактивы и объекты исследования. Для углубленного изучения студентами предмета, а также обучения навыкам общения с большим кругом должностных лиц в будущей работе при реализации и контроле исполнения профилактических мероприятий преподаватели стараются использовать возможности УИРС и СНО.
Спецификой преподавания общей гигиены на медико-профилактическом факультете является самостоятельный курс лекций и практических занятий по военной гигиене. В первую очередь, разбираются цели и задачи военной гигиены, а также проблемы гигиены стационарного и полевого размещения войск в фортификационных сооружениях. Большое внимание уделяется проблеме гигиены питания военнослужащих при их стационарном и полевом размещении, в том числе, в условиях применения противником оружия массового поражения. Проблемы водоснабжения при стационарном и полевом размещении войск освещены на двух лекциях и ряде практических занятий. Особое место при изучении этого раздела занимает гигиена военного труда, специфика трудовой деятельности военных специалистов в отдельных родах войск и профилактика профессиональной патологии у военнослужащих. Кроме этого, разбираются вопросы гигиены передвижения войск, а также основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск.
Описанные выше вопросы преподавания общей гигиены направлены на развитие первооснов гигиенических знаний у студентов медико-профилактического факультета и являются методической основой преемственности изучения всех гигиенических дисциплин в вузе, способствуя формированию гигиенического мышления у будущих санитарных врачей.
Библиографическая ссылка
Колычева С.С., Корнеенков А.Д. ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ СТУДЕНТАМ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 138-140;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6898 (дата обращения: 23.11.2024).