Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Корочанская С.П. 1 Хвостова Т.С. 1 Еремина Т.В. 1 Брещенко Е.Е. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Ахметова Д.З. Реализация инновационных проектов психолого-педагогической направленности в современном вузе/ Педагогическое образование и наука. – 2010.- № 6. – С.60-65
2. Мещерская Ю.В. Инновации как фактор повышения качества образования/Управление качеством образования.- 2011.- № 4.- С. 57-61
3. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии. Активное обучение» // М. Издательский центр «Академия», 2009.- 191 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по специальностям). Фармация, - М., 2011.

Основной задачей современного этапа развития высшей школы согласно ФГОС ВПО является подготовка специалистов, способных постоянно совершенствовать свои знания и умения иприобретать компетенции, умеющих четко ориентироваться в нарастающем потоке информации и принимать решения в нестандартных ситуациях. Возможность получения массового, доступного образования открывается при реализации заочной формы обучения. Российская система высшей заочной школы в своем развитии в настоящее время приобрела статус равноправной с очной формой и сформировалась как самостоятельная образовательная система.

В то же время сегодня все сильнее обостряются противоречия между сложившимися формами и методами заочного обучения и недостаточной разработанностью педагогических технологий высшей заочной школы. Недостатки в системе организации заочной формы обучения, отсутствие четких регламентированных процедур контроля часто приводят к снижению качества подготовки студентов, способствуют возникновению негативного отношения к заочному образованию в целом [1].

Эта проблема требует от кафедр,реализующих заочную форму обучения, как совершенствования качества обучения, так и разработки системы оценки контроля полученных знаний. В эти задачи входитприближение преподавания фундаментальных дисциплин к реальным потребностям подготовки специалиста соответствующего профиля.

Биохимия в сфере фармацевтического образования является одной из базовых дисциплин, тесно связанной с проблемами фармации. Методы, методология и достижения современной биохимии активно используются в фармации для решения вопросов поиска новых лекарственных средств,разработки методов стандартизации и контроля качества лекарств, оценки их эффективности и токсичности, изучения  механизмов воздействия фармацевтических препаратов на биохимические процессы в организме [4].

Курс лекцийи практических занятий на нашей кафедре, в первую очередь, ставит задачу научить студентов-заочников, будущих фармацевтов-провизоров, применять полученные знания о химических превращениях в организме при изучении смежных дисциплин и в последующей профессиональной деятельности.

Однако переход на новый образовательный стандарт накладывает определенные требования к организацииучебного процессапри заочной форме обучения, в том числе пересмотра учебных программ, создания специальных учебных пособий. При этом приходится учитывать резкое сокращение аудиторных часов, выделяемых на изучение дисциплины, недостаточный базовый уровень химической подготовки (основная масса студентов имеет среднее специальное образование на базе 9 классов средней школы), а порой и большой перерыв после окончания медицинского СУЗа. Если при этом учитывать и саму специфику заочной формы обучения, то становится ясно, почему изучение курса биохимии для студентов-заочников фармацевтического факультета вызывает большие затруднения [2, 3].

Содержание типовойучебной программыи рабочая программа по биохимии для фармацевтического факультета охватываютпрактически все основные разделы классической биохимии, атакже включают ряд вопросов по фармацевтической биохимии.

Целью курса биохимиидля студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения является научить студентов ориентироваться в особенностях обмена веществ у здорового и больного человека, понимать механизм действия различных лекарственных веществ и пути их превращений в организме.

Аудиторное обучение,включающее курс лекций и практических занятий, и самостоятельная работа студентов (а это основное количество часов) регламентируются выполнением контрольных работ. Согласно ФГОС ВПО количество аудиторных часов почти в 2 раза сокращено по сравнению с предыдущим государственным стандартом (ГОС второго поколения). В связи с этим большое значение приобретает организацияпроцесса обучения студентов-фармацевтов, которая в основном включает в себя процесс самостоятельной работы. Естественно, что в этих условиях существенно повышаются требования к качеству контрольных работ. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается методическими и учебными материалами, учитывающими уровень подготовленности студентов. С этой целью на нашей кафедре были разработаны учебно-методические пособия для студентов фармацевтического факультета высших медицинских учебных заведений, обучающихся по заочной форме.

За весь период обучения на кафедре фундаментальной и клинической биохимиистудент должен самостоятельно выполнить 2 контрольные работы по основным вопросам каждого модуля биохимии. Контрольная работа предполагает глубокое освоение предложенного раздела, умения выбрать главное, понять причинно-следственные связи биохимических процессов. Это способствует развитию логического мышления, помогает понять значимость изучаемого предмета для будущей профессиональной деятельности, приобретать не только знания и умения, но и общекультурные, и профессиональные компетенции. Оформление контрольной работы должно отвечать требованиям, которые определены в методической рекомендации. Большую роль в освоении дисциплины играет мотивация к обучению самих студентов. В основном это взрослые, уже определившиеся в жизни люди, которые понимают цель своего обучения и стремятся к ее достижению.

Промежуточный контроль глубины освоения биохимии проводится в форме устного экзамена, при подготовке к которому методическая помощь оказывается благодаря созданному на кафедре специально для студентов фармацевтического отделения заочной формы обучения методическому пособию.

Таким образом, при заочной форме обучения основной упор делается на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, которая осуществляется при регулярной консультативной и методической помощи коллектива кафедры. Используемая кафедрой система мониторинга контроля качества обучения студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения показывает, что, несмотря на уменьшение количества аудиторных часов и большего акцента на самостоятельную работу, уровень подготовки остается достаточно высоким, о чем свидетельствует как рост рейтинга при контроле текущей успеваемости, так и среднего балла на экзамене по биологической химии


Библиографическая ссылка

Корочанская С.П., Хвостова Т.С., Еремина Т.В., Брещенко Е.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 148-149;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6902 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674