Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОСТГРАДУАЛЬНОМ ГЕНЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

Лазарев К.Ю. 1 Голубцов В.И. 1 Зайцева А.Т. 1 Корхмазова С.А.,Панкова Е.Е. 1 Почешхова Э.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М. Компетентностный подход – современная стратегия повышения качества образовательного процесса. // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - №4. – С.21-23.
2. Зуб М.А., Григорьев С.В. Организация самостоятельной работы студентов медицинского колледжа как средство повышения профессиональной компетентности будущего специалиста // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - №4. – С.86-89.
3. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: дисс. канд. псих.н. – Барнаул, 2004. – 228с.
4. Лазарев К.Ю., Зайцева А.Т. Роль фундаментальной дисциплины «генетика» в постградуальной подготовке врачей различных специальностей. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - №4. – С.162-164.

Современные представления о генетической гетерогенности и клиническом полиморфизме наследственных (НБ) и мультифакториальных (МФЗ) болезней определяют тактику врача при выборе оптимальных методов их диагностики, профилактики и лечения. Прогресс в области изучения молекулярных механизмов патогенеза мультифакториальных заболеваний позволяет улучшить качество медицинской помощи пациентам. Все это требует при подготовке врача не только профессиональных компетенций в области специальных знаний выбранной профессии, но и знаний других современных наук, в том числе и генетики. Такой системный подход позволяет выработать четкие критерии качества подготовки специалиста и определяет качество образования [1].

Основные знания, касающиеся генетики НБ и МФЗ, в постградуальном образовании обучающиеся могут получить только при всестороннем и глубоком изучении медицинской и клинической генетики. В Кубанском государственном медицинском университете с 2012 года в последипломное образование введена фундаментальная дисциплина «генетика» [4]. В связи с тем, что современная медицинская генетика является стремительно развивающейся наукой, а детальное освещение ее новых достижений на лекциях и практических занятиях становится все более затруднительным вследствие ограниченности учебного времени, представляется целесообразным формировать компетенции не только в аудиторное время, но и в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. Это предполагает развитие творческих способностей обучающихся, ориентацию на активные индивидуальные формы обучения с учетом потребностей и возможностей личности [2]

Самостоятельная работа у клинических интернов и ординаторов разных специальностей значительно расширяет и углубляет знания современных достижений медицинской генетики, формирует компетенции в использовании специальных методов генетического исследования в повседневной практике врача. Для реализации внеаудиторной самостоятельной работы кафедра биологии с курсом медицинской генетики КубГМУ разработала учебно-методическое пособие для клинических интернов и ординаторов, которое оптимизирует данную форму образовательного процесса.

Основными формами самостоятельной внеаудиторной работы клинических интернов и ординаторов является проведение клинико-генеалогического исследования курируемого больного, а также изучение и анализ литературных данных по генетике НБ и МФЗ.

При формировании профессиональных компетенций проведения клинико-генеа­логического исследования у обучающихся углубляются и закрепляются знания, умения и владения, направленные на профилактику НБ и МФЗ. При этом совершенствуется методология проведения клинико-генеало­гического исследования: алгоритма сбора семейного анамнеза, построения родословной пациента и проведения генеалогического анализа при моногенных, мультифакториальных и хромосомных болезнях.

В профессии врача коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой личности [3]. В связи с этим одной из первостепенных задач является формирование готовности объяснения, в доступной для консультирующихся форме, сущности генетического риска развития НБ и МФЗ, оказания помощи в принятии правильного решения и связанными с ним последствиями личного, семейного и социального характера, ориентируя пациента и семью на самостоятельный выбор репродуктивного поведения при установленном рекуррентном риске.

Другой формой внеаудиторного самостоятельного обучения является изучение и анализ литературных данных по генетике НБ и МФЗ, которая включает работу с медицинской и научно-медицинской литературой, включающей монографии, руководства, атласы, диссертации и авторефераты, периодически издаваемые медицинские журналы, вестники, бюллетени, реферативные журналы.

Источники получения информации: научный отдел библиотеки ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, краевая медицинская библиотека, Всемирная компьютерная сеть Интернет. При работе над аналитическим обзором преподаватель определяет направление поиска информации, которая будет интересна и полезна в их будущей профессиональной деятельности. Результатом такой внеаудиторной работы является подготовка тематических аналитических обзоров по наиболее актуальным проблемам медицинской генетики в выбранной специальности обучающегося.

При подготовке аналитического обзора у обучающихся углубляются и закрепляются компетенции в области знаний этиологии и патогенеза наиболее распространенных форм наследственных болезней выбранной специальности, методов выявления наследственной предрасположенности к распространенным заболеваниям, принципов и подходов к их лечению и профилактике. Как правило, особая мотивация в образовательном процессе возникает при формировании компетенций в области фармакогенетики - фармакогенетические подходы к лечению болезней человека. Будущие специалисты вырабатывают компетенции использования данных генетического тестирования для индивидуализации и оптимизации лекарственной терапии распространенных мультифакториальных заболеваний

Клинические интерны и ординаторы углубляют знания о современных достижениях в области медицинской генетики по расшифровке генома человека и анализу ДНК-полиморфизма, а также в области медицинских биотехнологий, направленных на улучшение качества медицинской помощи пациентам и их родственникам. Они получают умения в подготовке пациентов к консультации у генетика для проведения современных генетических методов (цитогенетических, биохимических, молекулярно-генетических) диагностики и интерпретации их результатов. Формирующаяся при этом компетенция ориентирует врача на выбор правильного алгоритма профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения наследственной и мультифакториальной патологии у пациента и членов его семьи.

По завершению этой формы внеаудиторной самостоятельной работы у интернов и ординаторов также вырабатываются компетенции анализировать и интерпретировать результаты отечественных и зарубежных генетических исследований, использовать современные генетические ресурсы сети интернет для изучения генетических аспектов болезней человека.

Таким образом, сформированные компетенции в постградуальном генетическом образовании при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы позволят специалисту выбрать и оптимизировать лечебно-профилактические мероприятия в выбранной профессии.


Библиографическая ссылка

Лазарев К.Ю., Голубцов В.И., Зайцева А.Т., Корхмазова С.А.,Панкова Е.Е., Почешхова Э.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОСТГРАДУАЛЬНОМ ГЕНЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 157-159;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6906 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674