Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ПСИХИАТРИИ ФПК И ППС

Ломакина Г.В. 1 Косенко Н.А. 1 Луговой В.Э. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Березовская, М.А., Кулакова, Н.П., Пичугина, Ю.А. Проблемы последипломного образования по психиатрии и пути их решения / Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: материалы конф. / гл. ред. С.Ю. Никулина. – Красноярск: Версо, 2012. – С. 319-321.
2. Морозов П.В. и др. Состояние психического здоровья населения и тенденции развития психиатрической помощи на постсоветском пространстве //Газета «Дневник психиатра» - 2014, № 4. – С. 1-2.
3. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Психиатрия» (интернатура): учебно-методическое пособие / А.С. Тиганов, П.А. Баранов, Т.П. Платонова, Г.П. Пантелеева, З.И. Кекелидзе, Б.А. Казаковцев, Ю.С. Шевченко, Е.И. Баздырев, Л.Ю. Данилина и др. ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России. − М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013. – 115 с.

По современным данным [2], в России в специализированной психиа­трической помощи нуждается примерно 25 % населения, и рост числа психически больных людей, по данным клинико-эпидемиологических исследований, не прекращается. Дефицит кадров психиатрической службы и требования к их профессиональной подготовке также будет возрастать. Решение данной проблемы возможно как путем интенсификации и повышения технологической оснащенности психиатрической помощи, так и качественно новым уровнем профессиональной подготовки. Следовательно, необходимо увеличить количествоспециалистов по охране психического здоровья и совершенствоватьсистему последипломного образования по психиатрии и наркологии [1].

В системе последипломного образования самая серьезная проблема связана со значительным увеличением объема знаний. Последние десятилетия отмечены многочисленными радикальными изменениями в области психиатрии, появились новые направления, такие как этнокультуральная, биологическая, социальная психиатрия, психосоматическая медицина и др. Изменился взгляд на этиологию и патогенез психических расстройств, Назрела необходимость не только в изучении новых направлений, но и в систематизации психиатрических знаний, накопленных на стыке с другими дисциплинами. Это требует применения новых обучающих технологий в подготовке специалистов в области психического здоровья.

Система последипломного образования в КубГМУ традиционно включает в себя две части. Первая – это первичная специализация в форме клинической ординатуры и интернатуры, а также регулярное повышение квалификации в форме сертификационных циклов.

Вторая часть – дополнительное профессиональное образование – включает тематические усовершенствования и непрерывное образование. Сюда относятся различные формы повышения квалификации врачей, осуществляемые в целях интеграции клинического опыта и усовершенствования в определенных узких областях. Это освоение передовых методов, обучение альтернативным и дополнительным диагностическим подходам, формирование новых практических навыков. К дополнительному образованию относится и профессиональная переподготовка по соответствующим разделам дисциплины (психотерапия, наркология, судебная  психиатрия, сексология) [2].

Основными направлениями совершенствования системы профессионального образования на кафедре психиатрии ФПК и ППС КубГМУ в первую очередь являются совершенствование методической работы и оптимизация учебного процесса.

В плане совершенствования методической работы нами производится уточнение и дополнение квалификационной характеристики врача-психиатра в соответствии с современными требованиями. В диагностические навыки мы включаем вопросы по оказанию экстренной помощи в стационарных и амбулаторных условиях, основные лекарственные схемы и режимы применения психофармакологических препаратов, их комбинации, владение психометрическими методами оценки, умение интерпретировать  данные нейрофизиологических исследований, умение оценивать характер межличностных взаимодействий, в частности, особенности взаимодействий между врачом и пациентом, особенности внутрисемейных взаимоотношений, обучениепсихотерапевтическим подходам и др. Мы также считаем целесообразным проведениепсихообразовательной работы, обучение психосоциальной терапии и реабилитации.

Наш опыт подтверждает необходимостьвключения в квалификационную характеристику врача-психиатра расширенного блока правовых знаний и умений. Это касается в первую очередь Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-I в действующей редакции (ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ.), а также основного подзаконного документа, регламентирующего психиатрическую деятельность, которым является «Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012 г. № 566н.

В последней редакции Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» уточнены виды психиатрической помощи, которая теперь включает в себя психиатрическое обследование, психиатрическое освидетельствование, профилактику и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Внесены изменения, направленные на уточнение видов организаций, в которых может оказываться психиатрическая помощь, а также условий и порядка её оказания. Психиатрический стационар отныне именуется как медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, а психоневрологическое учреждение - стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами и т. д.

В плане оптимизации учебного процесса нами практикуется повышение интенсивности самостоятельного обучения врачей. Этому способствует распространение учебно-методических материалов, регулярное проведение клинических конференций и обучающих семинаров по специальности.

В целом, совершенствование системы последипломного профессионального образования на кафедре психиатрии ФПК и ППСидет по следующим параллельным путям:

1) акцент на самостоятельной работе обучающихся;

2) внедрение активных методов обучения;

3) отбор и систематизация знаний, интеграция новых знаний в традиционно изучаемые блоки;

4) повышение уровня подготовки по правовым вопросам и новым направлениям в психиатрии.


Библиографическая ссылка

Ломакина Г.В., Косенко Н.А., Луговой В.Э. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ПСИХИАТРИИ ФПК И ППС // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 169-171;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6911 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674