Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УИРС И НИРС В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ

Нефёдов П.В. 1 Колычева С.С. 1 Корнеенков А.Д. 1 Захарченко И.С. 1 Школьная Л.Р. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Артемьев В.Н., Веревкина М.П., Шабарова М.Н. Технология развивающего обучения с направленностью на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала личности студента // Соврем. наукоемкие технол. – 2004. – № 6 – С. 51-53.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.

Для успешного формирования современного врача любого профиля трудно переоценить роль гигиенических и экологических знаний. Знание основ гигиены и медицинской экологии помогают врачам лучше ориентироваться в вопросах этиологии заболевания, а также планирования лечебных и реализации профилактических мероприятий.

В деятельности врача значительное место занимает санитарно-просветитель­ская работа, которая должна быть нацелена на повышение санитарной культуры населения и профилактику различных заболеваний. Навыки аудирования (выступления, общения с аудиторией) студенты приобретают на всех кафедрах, в особенности те студенты, которые принимают активное участие в работе студенческого научного общества, в диспутах и студенческих конференциях.

В процессе преподавания студентам всех факультетов дисциплин «Гигиена», «Общая гигиена», «Основы экологии и охраны природы» на лекциях, которые являются обязательным элементом учебного процесса, и которые проводятся в форме мультимединых презентаций с широкой визуализацией программного материала, освещаются новейшие теоретические сведения по предмету.

На практических занятиях, обеспеченных методическими пособиями по всем разделам дисциплины, широко используютсядидактические элементы развивающего обучения [1] и активно-деятельностный способ преподавания [2]. При этом обязательным для каждого студента является работа с учебным оборудованием, приборами для гигиенической оценки факторов окружающей среды, решение ситуационных задач, анализ реальных случаев пищевых отравлений, произошедших в Краснодарском краеи пр., составление протокола, обобщение полученных результатов, а также самостоятельное формирование выводов и заключения по проделанной работе.

Как и на других кафедрах, на кафедре гигиены с экологией работает студенческий кружок. Ежегодно с целью более глубокого изучения дисциплины на кафедре в рамках СНО работают 15-18 студентов, которые на заседаниях студенческого кружка выступают с докладамипо актуальным вопросам гигиены, медицинской экологии и охране окружающей среды от загрязнений. Лучшие из этих сообщений отбираются длявыступления настуденческих конференциях университета, где с 1975 года работает секция по гигиене и медицинской экологии, а также и на студенческих конференциях других медицинских вузов России.

С целью стимуляции познавательной деятельности студентов, расширения их научного кругозора в сфере гигиены  и медицинской экологии, а также формирования навыков санитарно-просвети­тель­ской работы и умений выступать перед аудиторией, помимо СНО, кафедра в течение последних двух лет в рамках УИРС и НИРС стала шире привлекатьнаиболее активных студентов для изучения отдельных частных вопросов гигиены, в том числе, применительно к студенческой среде. Свои доклады студенты готовят в форме мультимедийных презентаций.

Все подготовленные доклады в обязательном порядке рецензируются заведующим кафедрой и, как правило, возвращаются студентам на доработку с конкретными замечаниями, которые могут относиться, как к содержанию рецензируемого материала, так и к его мультимедийному оформлению (фон, шрифты, количество текстовой и визуальной информации в каждом слайде и пр.). После доработки они проходят повторную рецензию и только в готовом виде допускаются к выступлению. Заслушивание студенческих докладов кафедра проводит в форме межгрупповых студенческих конференций в нерабочее время.

Все подготовленные студентами доклады с мультимедийными презентациями после выступлений остаются у студентов, а их копии в электронном виде хранятся на кафедре в банке студенческих презентаций.

Тематика сообщений разнообразна и включает все разделы гигиены, в том числе личную гигиену, формирование ЗОЖ, гигиену детей и подростков, питания, лечебно-профилактических учреждений, вопросы гигиены труда и охраны здоровья врачей разных специальностей, экологической ситуации в Краснодарском крае и Краснодаре и др. Так, в 2013 году были выполнены и заслушаны доклады по темам: «Воздействие электромагнитного излучения на человека» (Ешева З.К., 14 гр., 4 курс, л/ф); «Шум и его влияние на специалистов ВВС» (Карпова Т.А., 6 гр., 4 курс,л/ф); «Гигиенические аспекты влияния кинзы, укропа, петрушки, сельдерея, базилика на организм человека» (Челидзе С.Б., Питинова В.В., 15 гр., 4 курс, л/ф); «Санитарно-эпидемиологическое состояние хирургического отделения городской больницы», (Русакова Н.Н.,30 гр., 4 курс; Кускова Ю.Н., 3 гр., 3 курс, л/ф); «Фаст-фуд – еда или беда?» (Воронов Р.В., 21 гр., 4 курс, л/ф) и другие (всего 37 презентаций).

В 2014 году студентами было подготовлено и заслушано на межгрупповых конференциях 54 доклада в презентационной форме. Среди тем этих выступлений: «Гигиеническая оценка салонов художественной татуировки» (Ткаченко О.А., 4 гр., 3 курс, л/ф); «Гигиена труда врачей патологоанатома и судебно-медицинского эксперта» (Аветисян А.С., 29 гр., 3 курс, л/ф); «ГМО - бомба замедленного действия» (Ишевская О.П., 19 гр., 3 курс, л/ф); «Ожирение - одна из главных проблем человечества в XXI веке» (Дрозд Ю.В., 18 гр., 3 курс, л/ф); «Психофизиологическое воздействие музыки на организм человека» (Авагимов А.Д., Заровный А.А., 18 гр., 3 курс,л/ф); «Гигиеническая оценка современной посуды» (Толокольникова О.Н., 3 гр., 3 курс, л/ф); «Синдром эмоционального выгорания у студентов КубГМУ» (Шагалова Н.Я., Хуако М.А., 20 гр., 2 курс, л/ф); «Гигиена больных сахарным диабетом» (Лавриненко А.М., Шапарь М.Ю., 21 гр., 3 курс, л/ф); «Гигиена питания космонавтов» (Пасеукина О.Е., Скворцова Н.В., 4 гр.,3 курс, л/ф) и др.

Важно, что заслушивание разноплановых по тематике докладов расширяет кругозор студенческой молодежи и пробуждает у менее активных студентов заинтересованность к изучению разных вопросов гигиены и медицинской экологии.

На наш взгляд, активное приобщение студентов к самостоятельному выполнениюподобных работ, способствует выработке у них навыков поиска научной литературы по соответствующей тематике (в том числе, использование сведений из интернета), систематизации и обобщению собранного материала, подготовки текстовой части доклада, его оформления и мультимедийной визуализации, устного выступления с докладом перед студенческой аудиторией, ответов на задаваемые коллегами вопросов, развитию устной речи и пр. Все эти навыки, приобретенные в студенческие годы, безусловно, окажутся полезными в их будущей профессиональной деятельности, в том числе и в санитарно-просветительской работе.

Кафедра гигиены с экологией будет и дальше продолжать и совершенствовать работу в этом направлении.


Библиографическая ссылка

Нефёдов П.В., Колычева С.С., Корнеенков А.Д., Захарченко И.С., Школьная Л.Р. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УИРС И НИРС В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 180-181;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6916 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674