Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Овсянникова Е.К. 1 Марухно В.М. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. ГрадусоваТ.К., КурашеваС.В. Культура педагогической деятельности и педагогическая компетентность преподавателя вуза// Ползуновский вестник.-2005.- №3.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Рагулина Л.В. Формирование коммуникативной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2010.- 180 с.

Основная цель инновационной стратегии организации образовательного  процесса – достижение его наибольшей эффективности. Качество образования при этомоценивается уровнем удовлетворения значимых для общества и личности потребностей не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуального, общекультурного и нравственного развития. Учебно-образовательный процесс в вузе должен способствовать формированию стремления к личностному росту, самореализации в профессиональной и общественной деятельности, навыков управления своим поведением и системой взаимодействий с учетом социальных норм и правил. Особую актуальность эти задачи приобретают в медицинском вузе, т.к. врач – это не только профессия, но и призвание, не только наука, но искусство, врач должен быть гражданином, носителем высоких нравственных качеств, как в профессиональной, так и в социальной деятельности.

В этих условиях значительно возрастает и изменяется роль преподавателя, который становится, в первую очередь, руководителем самостоятельной работы студентов, «инициатором» их творческой активности, стремления к профессиональному и личностному совершенствованию. Педагогическая компетентность преподавателя современной высшей школы должна пониматься не только как высокий уровень знания своего предмета и умения его интерпретировать, донести до студенческой аудитории, но и как зрелость всей системы личностных качеств педагога, продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности.

Важным условием выполнения профессиональных функций педагогов, решения основных дидактических и учебно-воспита-тельных задач становится коммуникативная компетентность, которая является составной частью профессиональной компетентности преподавателя в целом.

Под коммуникативной компетентностью преподавателя вуза принято понимать  уровень владения преподавателем знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия со студентами, опирающийся на потребности и ценности образовательного процесса и обеспечивающий его качество [3, с.9].

То есть коммуникативная компетентностьпредполагает, наряду с высоким уровнем культуры речи и способностью излагать свои мысли, умение установить психологический контакт с аудиторией, выбор методов взаимодействия и средств убеждения, а также навык рефлексии своего участия в коммуникативном процессе. Коммуникативная культура также предполагает такие качества, как доброжелательность, вежливость, тактичность по отношению к студентам; умение выслушать и стремление понять собеседника; толерантность; выдержку и умение спокойно реагировать на любые реакции со стороны студентов.

В психолого-педагогической литературе компетентность преподавателя, в том числе и коммуникативная, рассматривается как сложное образование, включающее в себя ряд характеристик (компонентов) [2, с.25]. Опираясь на представленные в литературе подходы к составу коммуникативной компетенции [3, с.9; 2, с.17 и др.], можно выделить ее следующие ключевыекомпоненты:

- ценностно-мотивационный - совокупность мотивов и ценностей, направляющих профессиональное общение преподавателя и определяющих его готовность к развитию коммуникативной компетентности;

- когнитивный - совокупность профессионально-педагогических и психологических знаний в данной области;

- операциональный - владение методами, приемами и формами организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса, способность и готовность его реализации в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

- регулятивный - способность контролировать и корректировать взаимодействие со студентами и коллегами;

- рефлексивный - умение адекватно оценивать собственные поступки и поведение в ситуациях профессионального общения.

Исследования, направленные на оценку качеств преподавателя студентами, проводимые в разных вузах, дают схожие результаты. Важнейшими качествами современного преподавателя большинство студентов считают высокий профессионализм, любовь к своей профессии, доброжелательность, тактичность[1, с.28 и др.]. По результатам социологического опроса, проведенного среди студентов 1 и 2 курсов КубГМУ, важнейшими названы следующие качества преподавателя:

·      профессионализм (глубокое знание своего предмета);

·      умение ясно и доходчиво изложить учебный материал;

·      объективность в оценке знаний студентов;

·      доброжелательность, уважение к личности студента;

·      творческий подход к организации учебного процесса и поощрение творческой активности студентов.

Таким образом, основой педагогического мастерства является знание своего предмета, но реализуется оно через коммуникативные качества.

Кроме того, коммуникативная компетентность преподавателя означает повышение внимания к личности студента. Умение видеть индивидуально-психологические особенности студента, учитывать их при выборе форм педагогического взаимодействия может сыграть значительную роль в формировании мотивации студентов к приобретению профессиональных и общекультурных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций

Из этого следует, что преподаватель, наряду с профессиональными, должен обладать знаниями в области психологии и педагогики: знать характерные психолого-педагогические особенности студенческого возраста, индивидуально-типологические характеристики личности, особенности протекания познавательных психических процессов, формы мотивированного поведения и закономерности развития мотивационной сферы личности, основные виды и способы педагогического взаимодействия.

Стремление преподавателя овладеть эффективными способами решения коммуникативных задач, технологиями педагогического общения, безусловно, является одним из важнейших показателей эффективности его профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Овсянникова Е.К., Марухно В.М. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 186-187;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6919 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674