Эффективное усвоение значительного объема знаний требует совершенствования учебного процесса путем создания условий обучения с минимальными затратами времени и сложностями усвоения информации. В условиях реализации ФГОС нового поколения на первое место выступает проблема формирования компетенций. За последнее время многие ученые признали эффективность использования кейс-метода (case-study) для решения данной проблемы.
Метод case-study – это метод анализа конкретных ситуаций, который позволяет погрузить студента в реальную ситуацию и тем самым более эффективно способствовать формированию необходимых компетенций [1, с.22]. Студенту предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание или иллюстрация которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний и умений, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, изложить собственное видение и предложить возможные пути решения, выбрать лучшее из них. При этом сама проблема может иметь много решений [2].
Метод анализа конкретных ситуаций характеризуется следующими признаками [3, с. 25]:
· Наличие конкретной ситуации.
· Разработка вариантов решения ситуаций.
· Публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием.
· Подведение итогов и оценка результатов занятия.
Различают следующие виды ситуаций:
· ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых - найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности;
· ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых - провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения;
· ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет ее причины, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых - оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;
· ситуация-опережение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем она носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых - проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовать при этом приобретенные теоретические знания.
Преподаватели кафедры химии традиционно используют ситуационные задачи. На каждом практическом занятии студенты выполняют задания, включающие несколько ситуационных задач. Однако кейс-метод является более сложной системой, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В ходе решения кейса студенты приобретают опыт комплексного решения сложных неструктурированных проблем, что принципиально отличает кейсы от ситуационных задач и упражнений, применяемых в традиционной практике. Поэтому нами осуществляется переработка ситуационных задач в соответствии с требованиями, которые предъявляются к кейсам: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать реальные ситуации и несколько аспектов из практики; не устаревать слишком быстро; быть актуальным на сегодняшний день; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений [2].
В связи с особенностями кейс-метода на кафедре ведется интенсивная методическая работа по созданию фонда кейсов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям и использование кейсов при оценке общих и профессиональных компетенций на промежуточной и итоговой аттестации студентов.
На практических занятиях студент получает кейс, состоящий из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Объем информации может быть различным и варьироваться в зависимости от того, планируется ли работа с кейсом только на практическом занятии или студент получает задание для внеаудиторной работы. Занятия длительностью 2 часа (на факультете технологии, предпринимательства и сервиса по дисциплине «Химия»), 4 часа (на факультете естественных наук по дисциплинам химического профиля) позволяют работать с кейсом непосредственно в аудитории. Однако при недостаточном количестве времени можно получить кейс задание как домашнее.
Студенты решают кейсы по конкретной теме, в комплексе анализируя состояние природных вод, содержание примесей в различных природных и технических объектах. Особый интерес вызывают задания практической направленности, так как полученные сведения студенты в дальнейшем используют в повседневной жизни.
Применение кейс-метода помогает достичь следующих целей: закрепление теоретических знаний; отработка навыков практического использования алгоритмов и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций; отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса; приобретение аналитических, практических, социальных, коммуникативных умений и умения самоанализа.
Замечено, что решение кейсов вызывает у студентов больший интерес, чем решение обычных ситуационных задач.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что практика применения case-study на учебных занятиях в контексте компетентностного подхода способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Библиографическая ссылка
Осипова А.В., Сенчакова И.Н., Юшкова Э.Ю., Оскотская Э.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 189-191;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6921 (дата обращения: 23.11.2024).