Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ И ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПУТЕМ САМООЦЕНКИ

Петренко И.В. 1 Подварко Н.Т. 1 Таиров В.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Аронова Е.Ю. Педагогическое взаимодействие в осуществлении самореализации субъектов образовательного процесса // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции «Инновации в образовании». – Краснодар, 2011. – С. 22-23.
2. Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю. Организация практической подготовки студентов глазами студента // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции «Проблемы формирования практических навыков у студентов медицинского вуза и возможные пути их решения». – Краснодар, 2009. – С. 43 -45.
3. Голубцов В.И., Шипкова Л.Н., Сапсай Е.В. Сравнительный анализ оценки знаний студентов при разных формах контроля // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции «Проблемы формирования практических навыков у студентов медицинского вуза и возможные пути их решения». – Краснодар, 2009. – С. 56 – 58.
4. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.

Студент, являясь индивидуумом, по-разному видит себя в этой жизни, ставит разные цели и способы их достижения. То, как будущий специалист будет справляться с трудностями, во многом определяется периодом обучения в университете. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости многие психологи считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся [1].

Самооценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей является регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

Профессия стоматолога требует, в отличие от многих других медицинских специальностей, высококлассного владения практическими навыками, которые необходимо осваивать уже на младших курсах, сначала на фантомах, а затем и в клинике. Для оценки качества освоения практических навыков студентами 2-5 курсов существуют различные формы и методы.

Контроль знаний студента и их оценка являются составной частью образовательного процесса. При этом присутствуют как субъективные, так и объективные составляющие [1]. Существуют различные формы и методы оценки деятельности студента в процессе обучения. Одним из них является «Дневник учета практической работы студента», который уже много лет используется на кафедре терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.

«Дневник учета практической работы студента» студенты получают в IV семестре, с приходом на кафедру терапевтической стоматологии, и заполняют все последующие семестры до окончания вуза. В «Дневнике учета практической работы студента» фиксируются все виды деятельности студента в течение семестра: клиническая часть, отражающая наработку практических навыков студентом, проработанная литература, защита истории болезни стоматологического больного, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студента, санитарно-просветительная работа. В конце семестра преподаватель дает краткую характеристику работе студента, замечания и рекомендации. В характеристике отражается теоретическая подготовка, качество выполнения домашнего задания, работа по освоению практических навыков, УИРС, использование дополнительной литературы, отношение студента к специальности.

Характеристика дается в свободной форме, преподаватель старается раскрыть личностные особенности студента, нацелить его на выполнение недоработанных разделов программы, стимулировать процесс самообразования.

Давая оценку деятельности студента в процессе обучения, необходимо учитывать и самооценку студента, его способность критически оценить свои знания, умения и навыки [2, 3].

Студенты проявляют неподдельный интерес к характеристике, данной преподавателем, при этом, самооценка студента далеко не всегда совпадает с оценкой преподавателя. Иногда студенты спорят, выражают недовольство полученной характеристикой или же согласны с ней.

Это говорит о том, что самооценка студента не всегда адекватна, она часто завышена, иногда неоправданно занижена, когда у студента возникает своеобразный комплекс «неполноценности», страх перед пациентом.

Задача преподавателя – убедить студента в объективности оценки своих знаний, опираясь на внесенные самим студентом данные в существующие разделы дневника, указать на существующие пробелы в знаниях, постараться выяснить причины их возникновения, помочь в их устранении, сформировать мотивацию к освоению профессии. Таким образом, субъективный взгляд на оценку можно объективизировать.

Задача преподавателя в отношении сомневающихся студентов – разобраться, с чем связана неуверенность в себе, мотивировать к преодолению сомнений в своих способностях, или же, наоборот, пересмотреть отношение к студенту, с учетом каких-то существующих реалий.

Проведенный опыт написания итоговой семестровой характеристики самостоятельно студентом, когда студент сам себя оценивает как бы со стороны, показал положительный результат.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции [4, с.297].

Большая часть студентов ставила себе оценку, в целом совпадающую с оценкой преподавателя. Некоторые значительно завышали оценку, считая себя недооцененным. Однако были случаи, когда студент или по собственной скромности, или недооценивая себя, ставил оценку ниже.

Таким образом, самостоятельная оценка своих успехов в освоении профессии студентом, дает положительный педагогический результат как для студента, так и для преподавателя. Преподаватель имеет возможность выявить студентов с завышенным самомнением или наоборот неуверенных в себе. Это позволяет применять индивидуальный подход к каждому студенту, повысить усвоение материала, путем более дифференцированного подхода к подаче или контролю за усвоением материала.


Библиографическая ссылка

Петренко И.В., Подварко Н.Т., Таиров В.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ И ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПУТЕМ САМООЦЕНКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 191-192;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6922 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674