В современных условиях важнейшей задачей высшей медицинской школы, помимо непосредственно образовательной деятельности, является воспитание у будущих специалистов интереса и навыков самостоятельного приобретения и углубления знаний, стремления к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, выпускники медицинского вуза, независимо от получаемой специальности, должны обладать необходимыми компетенциями в области профилактической медицины, которые предполагают достаточно широкий спектр знаний и навыков по формированию у населенияздорового образа жизни, проведения профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения как инфекционной, так и неинфекционной патологии.
В связи с этим особая роль в подготовке будущих врачей-клиницистов отводится изучению эпидемиологии, которая способствует приобретению навыков популяционного мышления, знания принципов организации и проведения эпидемиологических исследований, являющихся способом получения доказательных данных в медицине [2, 3]. При этомнаиболее эффективным путем формирования и совершенствования профессиональных компетенций является активная познавательная деятельность, реализуемая в форме учебно-исследовательской работы студентов.
Известно, что исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, поскольку именно она способна формировать готовность будущих специалистов к творческой реализации освоенных профессиональных компетенций, помогая овладеть методологией научного поиска и обрести исследовательский опыт [1, 4].
С целью этого на кафедре профилактики заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии предусмотрено выполнение студентами учебно-исследовательской работы по проведению ретроспективного эпидемиологического анализа распространенности важнейших социально значимых форм инфекционной и неинфекционной патологии среди населения Краснодарского края. В настоящее время разработаны и реализуются два вида учебно-исследовательской работы – по изучению годовой динамики онкологической заболеваемости и распространенности туберкулеза в крае, которые, по сути, являются вариантами дескриптивного эпидемиологического исследования.
Содержание исследовательской работы обусловливается рабочими программами к профильным федеральным государственным образовательным стандартам. Ее выполнение обязательно длякаждого студентав цикле практических занятий по дисциплине «Эпидемиология» на IV курсе стоматологического факультета, на V курсе педиатрического и на VI курсе лечебного факультетов.
Информационной базой для этих работ являются первичные учетные документы соответствующих краевых диспансеров, заполненные в течение года: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза» (ф. № 089/у-туб) и «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием» (ф. № 30-6-РР). Методологической основой служат приемы санитарной статистики.
Студенты под руководством преподавателя проводят эпидемиологический анализ онкологической или фтизиатрической заболеваемости по предложенному административному району Краснодарского края. В структуру работы входит расчет и анализ следующих базовых показателей:
· заболеваемости населения района по возрастно-половым группам, месту жительства, сезонам года, отдельным нозологическим формам заболеваний;
· удельного весабольных различных возрастных групп по пути и месту выявления патологии;
· возрастной и социально-профессиональной характеристик больных с впервые поставленным диагнозом заболевания в данном году.
Полученные показатели студенты иллюстрируют различными видами диаграмм с обязательным оформлением условных обозначений, а по итогам эпидемиологического анализа формулируют развернутое заключение о характере распространения впервые выявленных случаев изучаемой патологии среди различных групп населения исследуемого района.
Как свидетельствует опыт проведения самостоятельных учебно-исследовательских работ, данная форма обучения способствует приобретению студентами углубленных знаний и практических навыков эпидемиологического подхода к изучению актуальных видов патологии, которые позволят будущим специалистам клинического профиля проводить обоснованные профилактические и противоэпидемические мероприятия, базирующиеся на вскрытых причинно-следственных связях. Не стоит забывать, что только эпидемиологический подход, определяющий закономерности распространения заболеваний во времени, территориально и среди различных групп населения, дает возможность врачам-клиницистам сконцентрировать профилактические и противоэпидемические мероприятия в тот период времени, который предшествует подъему заболеваемости, на той территории, где вероятность ее возникновения наиболее высока, и в тех группах населения, которые подвержены наибольшему риску возникновения патологии.
Таким образом, участие студентов в научно-исследовательской работе помогает достаточно активно развивать их творческие способности, побуждает стремиться к углублению знаний, формирует аналитические, прогностические и коммуникативные навыки, стимулирует потребность в совершенствовании своей профессиональной компетентности и интеллектуальной самостоятельности, что позволяет судить об очевидной перспективности такой работы и необходимости ее дальнейшего продолжения.
Библиографическая ссылка
Пильщикова В.В., Губарева Д.А. РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ КЛИНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 192-194;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6923 (дата обращения: 23.11.2024).