Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ ПО ЗАКОНОДЕТЕЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Породенко В.А. 1 Ломакина Л.И. 1 Травенко Е.Н. 1 Ильина А.В. 1 Тулендинов Д.Р. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Есенкова Н.Ю., Иобидзе Ю.Ш. Особенности становления профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе. / Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: материалы конф. / гл. ред. С. Ю. Никулина. – Красноярск: Версо, 2012. – С. 229-235.
2. Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И., Ильина А.В. / Инновационные подходы к формированию профессионально-правовой компетентности врача лечебного профиля. Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Инновации в образовании» (г. Краснодар, 27 марта 2014 г.) // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №4. - С. 164-166.
3. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Основы медицинского права России: Учеб. пособие / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 360 с.
4. Соболева М.А. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию правовой компетенции студентов медицинского института / М.А. Соболева // Интеграция теории и практики в решении социальных проблем. Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Орел, 2013. – С.193 -196.

На современном этапе развития высшего медицинского образования большое внимание уделяется становлению профессиональной направленности личности будущего врача. Н.Ю. Есенкова и Ю.Ш. Иобидзе [1] под ней понимают интегративное образование, включающее следующие блоки: ценностно-смысловой, эмоциональный, регуляционный и операциональный, куда входит уровень сформированности учебно-про­фессиональных компетенций. Выделены также разновидности профессиональных компетенций специалистов: практическая, социальная, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая и валеологическая. Возникает вопрос – почему в этом перечне нет правовой компетентности?

Противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетенции, отмечено давно [4]. Явно недостаточно исследований, в которых рассматривается становление правовой компетентности врача, хотя юридизация медицинской деятельности – это реалии сегодняшнего дня, и необходимость правовой подготовки, как организаторов здравоохранения, так и практических медицинских работников неоднократно подчеркивалась ведущими специалистами в области медицинского права [3].

Следует указать, что на кафедре судебной медицины КубГМУ многие годы ведется работа по формированию профессионально-правовой компетентности будущего врача [2]. В рамках этого направления в декабре 2014 г. нами было проведено анонимное анкетирование студентов после изучения курса «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и курса «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» на педиатрическом факультете. Всего в анкетировании приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года. Из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета.

Вопросы анкеты были направлены, в основном, на выяснение мотивации студентов на изучение медицинского законодательства и отношения к значимости изучения правовых проблем здравоохранения. Результаты анкетирования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Мнение студентов о необходимости правовых знаний

В первую очередь мы выяснили мнение студентов о необходимости знаний правовых аспектов деятельности врача. Жизненно необходимыми считают такие знания 62,4% студентов лечебного факультета (большинство девушки) и 67,4% студентов педиатрического факультета. То, что эти знания нужны, в отличие от профессиональных, в минимальном объеме отметили около 30% из всех опрошенных студентов, а что они необходимы только будущим администраторам в здравоохранении считают единицы (7,3% студентов лечебного факультета и 4,6% студентов педиатрического факультета).

Следующий вопрос касался мнения студентов по поводу изучения правовых аспектов врачебной деятельности в вузе: 10,3%  студентов лечебного факультета и 5,4% студентов педиатрического факультета считают, что это необязательно, так как каждый студент может эти правовые нормы изучать самостоятельно. Только на лекциях и занятиях недостаточно, требуется самостоятельная работа - отметили 11,3% студентов лечебного факультета и 16,3% педиатров. Является для врача только началом, в последующем необходимо постоянное обновление знания правовых норм – с этим согласились 79% лечебников и 80,6% педиатров (рис. 2).


 Рис. 2. Мнение студентов по поводу изучения медицинского законодательства

 

На вопрос: «Пригодились ли Вам знания правовых аспектов медицинской деятельности в жизни?» - «да» ответили 32,5% студентов лечебного факультета  и 47,3% студентов педиатрического факультета.

Ответ «нет» у 4% и 1,5% соответственно. Все остальные согласились с тем, что «Пока нет, но в будущем наверняка помогут» (68,8% лечебников; 62,0% педиатров)

Мнение студентов о том, когда лучше изучать правовые аспекты деятельности будущего врача, представлено в таблице.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие предварительные выводы:

1. Жизненно необходимыми считают знания правовых аспектов деятельности врача подавляющее большинство опрошенных студентов.

2. То, что 80% студентов младших курсов полагают изучение правовых норм в вузе только началом и в последующем необходимо постоянное обновление знаний по законодательному регулированию медицинской деятельности, позволяет считать достаточно сформированной мотивацию на постоянное самообразование в течение всей жизни, являющееся характерным свойством врачебной профессии.

Таблица

Мнение студентов об этапности изучения права в медицине

 

Содержание вопроса

Варианты

ответов

Лечебный ф-т

Педиатрич. ф-т

Всего %

из них

Всего %

из них

юноши %

девушки %

юноши %

девушки %

Изучение правовых аспектов деятельности будущего врача, на Ваш взгляд, лучше осуществлять

 на младших курсах вуза

12,0

38,9

61,1

8,5

27,3

72,7

на старших курсах вуза

34,5

33,0

67,0

24,0

35,3

64,7

в два этапа - общих вопросов на младших, частных (профессионально ориентированных) - на старших курсах вуза

53,5

31,1

68,9

67,5

25,3

74,7

3. Практическую значимость изученных дисциплин подтверждает тот факт, что более трети студентов лечебного факультета и почти половине студентов педиатрического факультета в жизни пригодились знания правовых аспектов медицинской деятельности, а почти все остальные респонденты согласились с тем, что в будущем эти знания им наверняка помогут.

4. Проведенное нами исследование подтверждает целесообразность двухэтапного преподавания правовых основ деятельности врача - общих вопросов медицинского законодательства на младших курсах и частных (профессионально ориентированных) - на старших курсах вуза. Кроме того, необходимо предусмотреть преподавание вопросов медицинского права в системе последипломного образования, дальнейшей специализации и повышению квалификации, т. е. для интернов, ординаторов, аспирантов, соискателей и исследователей.


Библиографическая ссылка

Породенко В.А., Ломакина Л.И., Травенко Е.Н., Ильина А.В., Тулендинов Д.Р. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ ПО ЗАКОНОДЕТЕЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 199-202;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6926 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674