На современном этапе развития высшего медицинского образования большое внимание уделяется становлению профессиональной направленности личности будущего врача. Н.Ю. Есенкова и Ю.Ш. Иобидзе [1] под ней понимают интегративное образование, включающее следующие блоки: ценностно-смысловой, эмоциональный, регуляционный и операциональный, куда входит уровень сформированности учебно-профессиональных компетенций. Выделены также разновидности профессиональных компетенций специалистов: практическая, социальная, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая и валеологическая. Возникает вопрос – почему в этом перечне нет правовой компетентности?
Противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетенции, отмечено давно [4]. Явно недостаточно исследований, в которых рассматривается становление правовой компетентности врача, хотя юридизация медицинской деятельности – это реалии сегодняшнего дня, и необходимость правовой подготовки, как организаторов здравоохранения, так и практических медицинских работников неоднократно подчеркивалась ведущими специалистами в области медицинского права [3].
Следует указать, что на кафедре судебной медицины КубГМУ многие годы ведется работа по формированию профессионально-правовой компетентности будущего врача [2]. В рамках этого направления в декабре 2014 г. нами было проведено анонимное анкетирование студентов после изучения курса «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и курса «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» на педиатрическом факультете. Всего в анкетировании приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года. Из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета.
Вопросы анкеты были направлены, в основном, на выяснение мотивации студентов на изучение медицинского законодательства и отношения к значимости изучения правовых проблем здравоохранения. Результаты анкетирования представлены на рис. 1.
Рис. 1. Мнение студентов о необходимости правовых знаний
Следующий вопрос касался мнения студентов по поводу изучения правовых аспектов врачебной деятельности в вузе: 10,3% студентов лечебного факультета и 5,4% студентов педиатрического факультета считают, что это необязательно, так как каждый студент может эти правовые нормы изучать самостоятельно. Только на лекциях и занятиях недостаточно, требуется самостоятельная работа - отметили 11,3% студентов лечебного факультета и 16,3% педиатров. Является для врача только началом, в последующем необходимо постоянное обновление знания правовых норм – с этим согласились 79% лечебников и 80,6% педиатров (рис. 2).
Рис. 2. Мнение студентов по поводу изучения медицинского законодательства
На вопрос: «Пригодились ли Вам знания правовых аспектов медицинской деятельности в жизни?» - «да» ответили 32,5% студентов лечебного факультета и 47,3% студентов педиатрического факультета.
Ответ «нет» у 4% и 1,5% соответственно. Все остальные согласились с тем, что «Пока нет, но в будущем наверняка помогут» (68,8% лечебников; 62,0% педиатров)
Мнение студентов о том, когда лучше изучать правовые аспекты деятельности будущего врача, представлено в таблице.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1. Жизненно необходимыми считают знания правовых аспектов деятельности врача подавляющее большинство опрошенных студентов.
2. То, что 80% студентов младших курсов полагают изучение правовых норм в вузе только началом и в последующем необходимо постоянное обновление знаний по законодательному регулированию медицинской деятельности, позволяет считать достаточно сформированной мотивацию на постоянное самообразование в течение всей жизни, являющееся характерным свойством врачебной профессии.
Таблица
Мнение студентов об этапности изучения права в медицине
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Лечебный ф-т |
Педиатрич. ф-т |
||||
Всего % |
из них |
Всего % |
из них |
||||
юноши % |
девушки % |
юноши % |
девушки % |
||||
Изучение правовых аспектов деятельности будущего врача, на Ваш взгляд, лучше осуществлять |
на младших курсах вуза |
12,0 |
38,9 |
61,1 |
8,5 |
27,3 |
72,7 |
на старших курсах вуза |
34,5 |
33,0 |
67,0 |
24,0 |
35,3 |
64,7 |
|
в два этапа - общих вопросов на младших, частных (профессионально ориентированных) - на старших курсах вуза |
53,5 |
31,1 |
68,9 |
67,5 |
25,3 |
74,7 |
3. Практическую значимость изученных дисциплин подтверждает тот факт, что более трети студентов лечебного факультета и почти половине студентов педиатрического факультета в жизни пригодились знания правовых аспектов медицинской деятельности, а почти все остальные респонденты согласились с тем, что в будущем эти знания им наверняка помогут.
4. Проведенное нами исследование подтверждает целесообразность двухэтапного преподавания правовых основ деятельности врача - общих вопросов медицинского законодательства на младших курсах и частных (профессионально ориентированных) - на старших курсах вуза. Кроме того, необходимо предусмотреть преподавание вопросов медицинского права в системе последипломного образования, дальнейшей специализации и повышению квалификации, т. е. для интернов, ординаторов, аспирантов, соискателей и исследователей.
Библиографическая ссылка
Породенко В.А., Ломакина Л.И., Травенко Е.Н., Ильина А.В., Тулендинов Д.Р. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ ПО ЗАКОНОДЕТЕЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 199-202;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6926 (дата обращения: 23.11.2024).