Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУРСАХ «МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ» «ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКЕ И МЕДИЦИНЕ»

Редько А.Н. 1 Зобенко В.Я. 1 Губарев С.В. 1 Зобенко А.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»).
2. Клементьев И.П., Устинов В.А. Введение в Облачные вычисления. Екатеренбург: УГУ, 2009. – 233 с.
3. Зобенко В.Я. Автоматизированное электронное анкетирование студентов в процессе преподавания «Медицинской информатики» // Международный журнал экспериментального образования. – №4, 2014. – С. 111-113.
4. Редько А.Н., Зобенко В.Я., Губарев С.В., Рубцова И.Т.Методика преподавания модуля «Информационные системы» в курсе медицинской информатики // Международный журнал экспериментального образования. – №4, 2013. – С. 244-248.
5. Кудрина В.Г. Медицинская информатика. СПб.: МАПО, 1999. – 180 с.
6.Кудрина, В.Г. Современный уровень инновационного развития последипломного медицинского образования и его перспективы / В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, Д.О. Сапралиева // Общественное здоровье и здравоохранение. –2014. – №3. –С. 50-54.
7. Зобенко В.Я. Индивидуальная составляющая в приобретении умений и навыков на занятиях по информатике // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции «Проблемы формирования практических навыков у студентов медицинского вуза и возможные пути их решения», Краснодар, 2009. – С. 78-79.

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, требует оперативного реагирования пользователя на появление новых аппаратных и программных средств, новых информационных технологий.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлениям подготовки (медицинские специальности) студенты должны владеть одной из ряда профессиональных компетенций такой, как «работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач» [1].

Среди современных информационных технологий можно выделить облачные технологии. Облачные вычисления представляют собой динамически масштабируемый способ доступа к внешним вычислительным ресурсам в виде сервиса, предоставляемого посредством Интернета, при этом пользователю не требуется никаких особых знаний об инфраструктуре «облака» и управления этой облачной технологией. Одно важное и обязательное условие – это надежный канал связи для подсоединения к глобальной сети [2].

В медицинской информатике наибольшее распространение получили так называемые «электронные медицинские карты», реализуемые на базе облачных технологий. Электронная медицинская карта (ЭМК) позволяет перевести все необходимые данные в цифровой формат, после чего они помещаются на защищенный сервер. Преимущество этой карты в том, что пациент избавлен от необходимости иметь медкарту в каждой медицинской организации, куда он обращается. Это стало возможным благодаря тому, что помещенная в облако ЭМК доступна авторизованным медработникам по месту требованияс любого устройства.

Имея несколько различных компьютерных устройств и устойчивую связь с Интернетом, можно с помощью облачных технологий хранить данные только в одном месте, в облачном хранилище. Необходимость в такомдействии возникает в том случае, когда пользователь имеет несколько устройств, которые он применяет в различных условиях: в домашней обстановке, на занятиях в учебном заведении, в транспорте или в других условиях. Во всех случаях должна быть надежная связь с Интернетом.

Среди студентов всех факультетов КубГМУмыпровеливыборочное анкетирование (n = 381) о наличии в собственности у студентов различных компьютерных устройств (настольный компьютер или ноутбук, планшет, смартфон) и о регулярности использования этих устройств для сетевых подключений в Интернет [3].

Анализ данных, полученных при анкетировании, показал, что все студентывыборок среди обучающихся напервом и втором курсах (100%), имеют в личной собственности два и более устройств. Доля студентов, имеющих два устройства, среди студентов по каждому факультету была от 56,2% до 76,5%. Доля студентовкаждого факультета, имеющих три устройства, была от 23,5% до 43,8%. Компьютер или ноутбук имели в собственности и использовали их для выхода в Интернет от 87,5% до 94,1% студентов факультетов. Доля студентов, которые имели планшет и использовали его для общения в глобальной сети, составила от 29,4% до 43,8% студентов разных факультетов. Смартфон имели и использовали для сетевых соединений от 93,7% до 100% студентов факультетов.

По результатам анализа анкетирования можно сделать два вывода:

·      все студенты всех факультетов, участвовавшие в анкетировании, используют для выхода в Интернет мобильные устройства: смартфон (93,7%) или планшет (6,3%);

·      все студенты всех факультетов, участвовавшие в анкетировании, имеют в личной собственности несколько устройств (два и более устройств в разных сочетаниях) и активно их применяют для соединения с глобальной сетью.

Из вышесказанного следует, что студенты первого и второго курсов всех факультетов имеют потенциальную возможность для самостоятельного изучения облачных технологий и для применения некоторых моделей облачных технологий в повседневной жизни, а также в учебном процессе.

В курсе «Медицинская информатика» для студентов-медиков, организованном на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, формирование и развитие начальных знаний, пониманий и навыков работы с информацией в глобальных компьютерных сетях с помощью облачных технологий осуществляется в модуле «Интернет-ресурсы в медицине», после изучения модуля «Информационные системы» [4, 5].

В курсе факультативной дисциплины «Информационные технологии в науке и медицине» для аспирантов, организованном на той же кафедре, развитие инстру­мен­тальных компетенций применения облачных технологий осуществляется в модуле «Информационные технологии в науке и образовании» [6].

Для реализации образовательных задач, связанных с облачными технологиями, нами выбран способ близкий к моделиоблачного сервиса - программное обеспечение как услуга (Software-as-a-Service, SaaS). Близко к модели SaaS в широком доступе для пользователей работают провайдеры веб-сервисов таких, какДиск.Google, Dropbox, SkyDrive, Яндекс.Диск, Mail.Обла­ко. Среди указанных интернет-сервисов есть и облачные хранилища и полностью реализующие модель SaaS. Этот тип облачных технологий разрешает большому числу пользователей использовать через браузер какую-то программу. Поставщик услуги создает веб-приложение и управляет им, предоставляя пользователям доступ к программному обеспечению через Интернет. Провайдеры предлагают вычислительные ресурсы по принципу коммунальных услуг, доступ к которым пользователь может получить в любое время. Выгода для пользователя в том, что он платит за вычислительные ресурсы и программное обеспечение только тогда, когда они ему действительно нужны.

Теоретическое изучение облачных технологий – классификация способов реализации, моделей, типов, их определение, особенности – осуществляется студентами и аспирантами на лекционных занятиях и завершается подготовкой и защитой презентационного материала.

На практических занятиях студентам и аспирантам в основном предлагается использовать сервис Mail.облако, но возможно использование и других сервисов: SkyDrive, Яндекс, Диск и другие.

Наиболее активно на практике используют указанные технологии студенты заочной формы обучения фармацевтического факультета, а также студенты очной формы обучения всех факультетов, обучающиеся по индивидуальным заданиям курса «Медицинская информатика»[7].

Студентам предоставляются электронные учебно-методические пособия теоретического и практическогохарактера, а также контрольные задания, которые учащиеся выполняют и сохраняют на выбранных ими сервисах. При последующей защитевыполненных контрольных заданийво время аудиторных итоговых занятийстуденты обращаются к облачным сервисам как с помощью оборудования отдела информационных технологий университета, так и с помощью собственных мобильных устройств.


Библиографическая ссылка

Редько А.Н., Зобенко В.Я., Губарев С.В., Зобенко А.В. ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУРСАХ «МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ» «ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКЕ И МЕДИЦИНЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 206-208;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6928 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674