Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

Сапсай В.В. 1 Сухинин А.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / Артюхина, А.И. [и др.]; Под ред. Е.В. Лопановой. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. – 198 с.
2. Открытый урок URL: http://www.openlesson.ru/?p=16822 (дата обращения: 10.02.2015).

Инновационный подход в образовании заключается в повышении эффективности образовательного процесса, соответствии его уровню развития информационных и коммуникационных технологий, формировании избыточной образовательной среды.

Лекция всегда считалась традиционной и наиболее эффективной формой эмоционального воздействия, направленного на становление профессионального самосознания и профессиональной позиции, деонтологического воспитания личности, высокой мотивации, формирование осмысленного отношения к профессиональной подготовке. Для лекции характерны следующие преимущества перед другими формами организации учебного процесса:

творческое непосредственное общение лектора с аудиторией;

совместное творчество со слушателями:

·      эмоциональное взаимодействие;

·      экономный способ приобщения студентов к новым достижениям науки;

·      эффективный способ мотивации студентов к последующей самостоятельной работе [1, с.92].

Однако классическая лекция, то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями, - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации [2], поэтому от преподавателей высшей школы требуется совершенствование своего лекторского мастерства. Одним из способов повышения эффективности восприятия лекционного материала может быть применение современных компьютерных технологий, особенно актуальных в преподавании морфологических дисциплин, в силу сложности восприятия, усвоения строения и топографии органов человека без использования демонстрационных материалов, схем, муляжей, фантомов и других наглядных пособий.

Цель работы: разработка и внедрение в учебный процесс комплекса мультимедийных возможностей для повышения эффективности преподавания курса топографической анатомии и оперативной хирургии на 3 - 4 курсах лечебного и педиатрического факультетов КубГМУ.

При разработке мультимедийного  сопровождения лекций  особое внимание было уделено тем разделам предмета, которые помогают развить клиническое мышление студента, подготовить его к практической деятельности.

Анимационные презентации наглядно показывают процессы, сложные для восприятия студентами, например, наложение разного вида хирургических швов, в том числе способы наложения швов по Каррелю, Шмидену и Мультановскому; производство аппендектомии и др. Лекции с анимационными презентациями вызвали большой интерес со стороны студентов и профессорско-пре­подавательского состава кафедры.

Безусловно, мультимедийные продукты предоставляют широкие возможности для различных аспектов обучения. К достоинствам лекции - презентации можно отнести:

·      одновременное использование нескольких каналов восприятия студента в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой различными органами чувств;

·      возможность симулирования оперативных вмешательств;

·      визуализация абстрактной информации;

·      возможность повторения любого слайда для пояснения;

·      развитие когнитивных структур и интерпретации студентов.

Тем не менее, следует учитывать, что злоупотребление спецэффектами, а также чрезмерные объемы информации, ухудшают усвоение материала, так как могут отвлекать внимание в процессе обучения.

В результате проведенной работы были определены основные требования к мультимедийному сопровождению лекций:

-демонстрация одной детали в разных ракурсах и при разном увеличении, что помогает конкретизации необходимого содержания;

-демонстрация коротких видеороликов, которые отражают основные этапы операций;

-единый дизайн иллюстративного материала (рисунков, схем, диаграмм и т.п.);

-выделение необходимой части рисунка с помощью анимации, подвижных стрелок, скобок, появление которых управляется преподавателем;

-возможность подачи с экрана текстового и цифрового материала, трудно воспринимаемого под диктовку;

- возможность использования обобщающих и классификационных схем, которые могут быть опорными для студентов при повторении материала, подготовке к контрольным работам и экзаменам;

- внедрение интерактивных элементов в преподавание лекционного материала (изменение поведения лектора во время лекции; использование 3D-моделей и 3D-реконструкций);

- возможность усовершенствования наглядного материала.

Выводы.

1. Новейшие средства обучения, такие как мультимедийная система, позволяют разнообразить формы подачи учебного материала.

2. Мультимедийные презентации существенно экономят время лектора, создают атмосферу делового общения, активизацию рефлексирования, повышают мотивацию к изучению дисциплины и качество усвоения учебного материала студентами.


Библиографическая ссылка

Сапсай В.В., Сухинин А.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 212-214;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6932 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674