Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА

Сахнов С.Н. 1 Заболотний А.Г. 1 Каленич Л.А. 1 Басинская Л.А. 1 Лысенко О.И. 1 Янченко С.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Ерёменко А.И., Каленич Л.А. Анализ результатов кератопластики в клинике глазных болезней // VΙΙΙ Международная научная конференция офтальмологов Причерноморья «Инновационная офтальмология»: Сб. научн. трудов / Краснодарский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии» – Краснодар, 2010 – С. 91-92.
2. Заболотний А.Г., Сахнов С.Н., Ларин Ф.И. Формирование офтальмологического кластера для последипломной подготовки врачей-офтальмологов на основе интеграционного взаимодействия федеральных ЛПУ и ВУЗов региона // XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Федоровские чтения – 2013»: Сб. тез. / Под общей ред. Б.Э. Малюгина.– М.: Изд-во «Офтальмология», 2013. – С. 27.
3. Каспрук Л.И. Приоритетные направления оптимизации образовательного процесса и внедрения инновационных технологий при реализации компетентностного под хода модернизации медицинского образования // Медицинское образование в Оренбургской области. Материалы итоговой учебно-методической конференции. – Оренбург: изд-во ОрГМА, 2014. – С. 35.
4. Нугуманова А.М., Хамитова Г.Х, Самойлов А.Н. Этапы становления и развития педагогического процесса на кафедре офтальмологии Казанского государственного медицинского университета // Казанский медицинский журнал. – 2012. – Т. 93. – №6. – С. 947-948.
5. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9 – С. 86-87.
6. Сахнов С.Н., Розенкранц М.К., Клоков А.В. Наш опыт применения процедуры кросслинкинга в лечении вторичной эндотелиальной эпителиальной дистрофии роговицы // «Инновационная офтальмология» BSOS – VIII. 2010. Краснодар, 2010, С. 134-135.

В современном мире образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность общества. Процесс формирования мировой системы высшего образования продолжает свой поиск в плане целенаправленности и унификации. От системы высшего образования требуется непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам и запросам общества и к необходимости развития определённых областей знаний.

Вопросы совершенствования подготовки специалистов в современных условиях интеграции России в мировое сообщество для приближения структуры высшего специального образования к образцам, сложившимся в странах Западной Европы и Северной Америки, требуют модернизации методики преподавания.

Воспитание творчески мыслящей личности, профессионала, способного к новаторству – основная задача высшей школы. И для её решения необходима постоянная оптимизация учебно-воспитательного процесса [3, c. 35].

Современный уровень образования в области медицины требует наличия у выпускников ВУЗов широкой базы современных знаний обо всём. Затем он может «сузиться» в какой-либо одной области и углубиться в ней до совершенного знания «мелочей», т.е. деталей [5, c. 86-87].

Традиционное обучение, его классические формы, не отвечают современным требованиям, существует объективная необходимость разработки и применения новых методов, которые ближе к реальной профессиональной деятельности и помогают сформировать и развивать профессионально-творческое мышление у студентов.

Система высшего медицинского образования невозможна без подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе будущих офтальмологов, владеющих инновационными технологиями диагностики, лечения и профилактики заболеваний, и способных реализовать себя в условиях сложившихся рыночных отношений [2, c. 27; 4, c. 947-948].

Особый интерес у студентов 4 и 5 курсов всех факультетов вызывают новые технологии, применяемые в офтальмологи. Во время курации по офтальмологии студентам демонстрируются высокотехнологичные спо­собы диагностики с помощью когерентной оптической томографии, ультразвуковой биомикроскопии и других методов исследования переднего отдела глаза, стекловидного тела, сетчатки и зрительного нерва. Важным фактором, способствующим эффективности обучения, является его наглядность. На одной из клинических баз кафедры – ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» МЗ РФ студенты в формате «живой хирургии» знакомятся с новейшими технологиями хирургического удаления мутного хрусталика. Здесь они видят не только самый распространенный способ в развитых странах – метод ультразвуковой факоэмульсификации катаракты, но и инновационный метод, активно внедряющийся в клиническую практику стран Европы, США, Японии, а теперь и России – технологию фемтолазерной хирургии катаракты, роговицы при аномалиях рефракции, кератопатологии.

У сотрудников кафедры имеется возможность ознакомить студентов с новейшими способами кератопластики [1, с. 91-92; 6, c. 134-135], удаления мутного хрусталика: с техникой выполнения малого самогерметизирующегося разреза без наложения традиционного шва на фиброзную капсулу глаза и обеспечить высокую остроту зрения уже в ближайшем послеоперационном периоде. Высокотехнологичны витреоретинальные операции при патологии сетчатки. С этими операциями учащиеся могут ознакомиться при посещении клинических баз кафедры, при просмотре видеофильмов на практических занятиях и при проведении элективного курса. Такие занятия оказались достаточно продуктивными, что было доказано при опросе студентов во время зачётных занятий и экзамена.

Поскольку традиционное обучение не всегда удовлетворяет современным требованиям, существует объективная необходимость применения дополнительных методов, которые ближе к реальной профессиональной деятельности и помогают сформировать и развивать профессионально-творческое мышление у студентов.

Демонстрация новых технологий, бесспорно, способствует повышению интереса к глазным болезням. В результате чего улучшается успеваемость, расширяется кругозор врача общей практики, формируется творческое мышление, а иногда и становится ведущим фактором при выборе специальности по окончании ВУЗа.

Немаловажная роль в выработке клинических и научно-исследовательских навыков принадлежит студенческому научному кружку в составе студенческого научного общества (СНО) нашего ВУЗа.

Одной из важных особенностей СНО на кафедре является то, что в кружок приходят студенты, выбор профессии которыми является осознанным. Интерес к будущей специальности, желание студентов повысить уровень знаний, диктует выбор форм работы кружка: научные исследования, освоение практических навыков, анализ архивных историй болезни, реферативные сообщения по важным и трудным разделам медицины, клинические разборы больных с патологией, знание которой необходимо для дифференциальной диагностики. Такое разнообразие интеграционных форм работы и возможность выбора позволяют поддерживать устойчивый интерес студентов к работе кружка на кафедре.

Структура организации работы студенческого кружка на кафедре включает различные формы работы, учитывая вопросы проблемного преподавания офтальмологии, дифференцированный подход к обучению студентов-кружковцев, внедрение методов активного обучения, использование технических средств для совершенствования учебного процесса, дидактические аспекты синдромной диагностики, мотивацию ответственности обучающегося в кружке, психологическую культуру будущих врачей, деловую игру как один из методов обучения студентов-медиков, принципы практической деонтологии в преподавании в кружке СНО, методологию построения клинического диагноза – важнейший раздел индивидуальной работы студентов-кружковцев в клинике глазных болезней, метод клинико-анато­мического анализа.

В конце каждого учебного года студенты кружка участвуют в подготовке и проведении итоговой научной конференции медицинского университета для студентов и молодых учёных. Результаты работы, выполняемой в течение года, публикуются в виде тезисов или статьи. Автором публикации может быть или сам студент, или студент в соавторстве с аспирантом, клиническим ординатором, преподавателем. Первая печатная работа, первое самостоятельное выступление на конференции стимулирует устойчивый интерес к науке. Такие студенты впоследствии поступают в интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру и возвращаются на кафедру глазных болезней или другие кафедры университета преподавателями.

Заключение. Применение инновационо-интеграционных форм обучения на кафедре глазных болезней отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательным технологиям, и позволяет значительно улучшить качество учебного процесса по профессиональной подготовке студентов медицинских ВУЗов.


Библиографическая ссылка

Сахнов С.Н., Заболотний А.Г., Каленич Л.А., Басинская Л.А., Лысенко О.И., Янченко С.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 220-222;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6935 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674