Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОММУНАЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

СкориковаЛ.А., БаженоваН.П., Волков В.А., Осадчая Г.Н.
1. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Г. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний. – Ставрополь, 2005. – 200 с.
2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. – М.: АРТВЕЙ, 2005. – 285с.
3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – М.: КМК-ИНВЕСТ, 2006. – 410 с.
4. Максимовский Ю.М., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 208 с.
5. Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 464с.

В связи с потребностью современной образовательной и практической стоматологии для подготовки и воспитания врачей - стоматологов новой генерации с учетом меняющихся учебных программ и потребностей пациентов в квалифицированной профилактической стоматологической помощи весьма актуально освоение профилактики и коммунальной стоматологии [1, 2]. Данный раздел занимает одно из ведущих мест в клинике стоматологических заболеваний. Будущим врачам необходимо учитывать постоянно меняющийся ассортимент и качество продукции, знать, что происходит в сфере профессиональных интересов, и на основе этих данных давать исчерпывающие и квалифицированные рекомендации пациенту с учетом индивидуальных стоматологического, ортопедического статусов и возможностей их улучшения [3, 4]. Это позволит в дальнейшем составлять индивидуальные гигиенические программы профилактики стоматологических заболеваний с учетом стоматологических особенностей каждого пациента [5].

Особенность новой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания профилактики и коммунальной стоматологии, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенций. Подготовка врача-стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения, является основной целью преподавания. Для достижения цели поставлены и должны быть выполнены ряд задач. Студентам следует освоить практические умения по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний, методы гигиенического воспитания и обучения детей разного возраста, а также взрослых рациональной гигиене полости рта, организацию и проведение профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях, методы стоматологического просвещения и осуществления мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья, приобрести умения проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование детского и взрослого населения, планировать программы профилактики.

На нашей кафедре модуль «Профилактика и коммунальная стоматология» дисциплины «Стоматология» изучается на 2 и 3 курсах в осенних и весенних семестрах и заканчивается сдачей экзамена. При организации обучения используются традиционные методы преподавания – лекции, практические занятия, а также управляемая самостоятельная работа студентов. Лекции включают не только изложение проверенного временем и практикой материала, но и подбор нового с учетом влияния современных тенденций. Компьютерные презентации лекций содержат большое количество разнообразного иллюстрационного материала.

Согласно схеме, занятие начинается с проверки выполнения самостоятельной работы. Преподаватель уже с первых минут определяет готовность каждого студента, его возможности. В ходе устного опроса выявляется степень предварительного усвоения предложенных заданий, наличие непонятных участков изучаемого материала. Преподаватель направляет беседу в русло дискуссии, способствует устранению выявленных пробелов изложением материала другими студентами. Лишь при затруднении в ответах у всей группы преподаватель дает разъяснение разбираемого вопроса. Такая методика не только способствует механическому заучиванию нужных знаний, но и благоприятно влияет на развитие клинического мышления, столь необходимого в формировании врача-стоматолога нового поколения.

В методических указаниях по профилактике и коммунальной стоматологии, составленных коллективом кафедры, подробно изложен необходимый материал. Данное учебное пособие должно помочь будущим специалистам правильно ориентироваться во всем многообразии стоматологических и гигиенических ситуаций, подбирать предметы и средства гигиены в соответствии с ними и на основании этого составлять «Гигиенические программы профилактики стоматологических заболеваний». Диспансерное наблюдение позволит варьировать профилактические гигиенические программы в зависимости от изменяющихся стоматологических условий. Внедрение профилактических гигиенических программ дает возможность обеспечить пациенту квалифицированное оказание профилактической стоматологической помощи, позволяет врачу расширить границы предлагаемых услуг за счет кардинального повышения их качества на фоне совершенствования своих профессиональных знаний и умений. В конце обязательно указывается перечень мануальных навыков, которые студент должен усвоить в процессе обучения на данной практической части занятия, а также заданий для самостоятельной подготовки.

Для проведения практических занятий специально выделена аудитория № 2, которая оборудована стендами с предметами и средствами гигиены, наглядными пособиями, телевизором для просмотра учебных фильмов. На стендах содержится вся необходимая учебная информация по изучаемому модулю: вопросы к практическим занятиям и лекциям, расписание занятий. Отдельно вывешиваются вопросы к курсовому экзамену, расписание консультаций и экзаменов, критерии экзаменационных оценок и перечень мануальных навыков.

Занятия по профилактике и коммунальной стоматологии проводят ассистенты и доценты – кандидаты медицинских наук с большим опытом работы в клинике. Они систематически посещают циклы повышения квалификации по педагогике и специальности, имеют первую и высшую квалификационные категории.

Обучение начинается в III семестре на 2 курсе сизучения организации и оснащения кабинета профилактики в стоматологической поликлинике, структуры отделения профилактики стоматологических заболеваний. Будущие врачи осваивают стоматологический инструментарий, способы и методы стерилизации, особенности осмотра полости рта пациентов различного возраста. Студенты разбирают методы выявления зубных отложений, различные методики определения основных индексов гигиены, индивидуальные предметы и средства гигиены. Ряд занятий предусматривает изучение профилактики кариеса, некариозных поражений твердых тканей зубов, пародонта. Заканчивается этот самый насыщенный семестр в ходе освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» дисциплины «Стоматология» знакомством с диспансеризацией населения у стоматолога, принципами и формами проведения стоматологической санации полости рта.

Следующий семестр несколько короче и посвящен изучениюпрофилактики зубочелюстных аномалий и деформаций, заболеваний слизистой оболочки полости рта у лиц с системными заболеваниями, при хирургических вмешательствах в полости рта и челюстно-лицевой области.

На 3 курсе студенты-стоматологи получают понятие об эпидемиологическом обследовании, проводят планирование, организацию, внедрение и оценку эффективности комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний. Завершается курс профилактики и коммунальной стоматологии проведением профилактических мероприятий среди отдельных групп населения.

Весьма результативны занятия, проводимые в виде ролевых игр, когда студенты группы делятся на пары «врач-пациент». Согласно предложенному заданию «врач» проводит осмотр «пациента», выполняет все необходимые манипуляции на условном пациенте (пальпация, зондирование, перкуссия), докладывает данные объективного обследования. Затем «врач» предлагает план профилактических мероприятий, касающихся данной задачи. После завершения очередной ситуации студенты меняются ролями. Преподаватель помогает и направляет решение каждого «врача» в нужное русло.

Кафедра предоставляет индивидуальностудентам изготовленные лаборантами гипсовые фантомы с пластмассовыми зубами. Будущие стоматологи осваивают на них методики герметизации фиссур, местное и общее применение препаратов фтора и кальция, методики удаления зубных отложений аппаратурным и механическим способом и другие манипуляции, необходимые на профилактическом приеме. В учебно-лечебном кабинете № 100студенты осматривают друг друга, заполняют регистрационные карточки, подсчитывают индексы гигиены, проводят профилактические мероприятия. Специально для профилактики приобретается достаточное количество материалов для герметизации фиссур, реминерализующих препаратов, других средств для проведения профилактических мероприятий.

Самостоятельная работа включает индивидуальную подготовку к практическим занятиям, подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний, участие в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе, решение тестов и ситуационных задач. Самостоятельная работа позволяет совершенствовать творческое мышление и активную познавательную деятельность.

Экзамен по профилактике и коммунальной стоматологии будет проходить в помещениях кафедры. Накануне экзаменов проходят консультации, на которых преподаватели-экзаменаторы освещают заданные студентами вопросы. Экзамен  состоит из двух частей. Сначала дается ответ на теоретическую часть по вопросам билета, затем студент должен продемонстрировать знания по мануальным навыкам. Будущие врачи заполняют зубные формулы, показывают инструментарий для работы в клинике профилактики стоматологических заболеваний, анатомию зубов. Итоговая оценка складывается по результатам ответов на все вопросы.

В заключение можно отметить, что в ходе изучения профилактики и коммунальной стоматологии на кафедре успешно решаются задачи приобретения будущими клиницистами профессионально значимых качеств: грамотности, самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы, так необходимых в дальнейшей работе по оказанию стоматологической помощи и обеспечению здоровья населения.


Библиографическая ссылка

СкориковаЛ.А., БаженоваН.П., Волков В.А., Осадчая Г.Н. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОММУНАЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 229-232;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6989 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674