В связи с постоянными изменениями в общественной жизни проблема развития и усовершенствования профессиональной подготовки студентов становится актуальной. Приближение современной системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.
Контроль знаний, умений, навыков студентов – один из важнейших инструментов учебного процесса. От его правильной организации зависит эффективность управления педагогическим процессом. Особым средством обучения, с помощью которого осуществляется образовательный процесс, является контроль и оценка. Они должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов с целью формирования личностных и поведенческих навыков [4].
Для оценки качества учебной работы студента существует пятибалльная система оценок. Данная система оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда является отражением качественных изменений знаний студента, а лишь фиксирует результат обучения.
На сегодняшний день меняются цели и задачи обучения и, таким образом, современные образовательные стандарты, формы контроля качества учебного процесса.
В связи с этим в учебно-образовательный процесс с целью комплексного и интегративного подхода была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. В нашей стране рейтинг стал применяться относительно недавно в некоторых высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [2, 3].
Согласно положению, рейтинговая система вводится для комплексной оценки качества учебной работы студентов при освоении ими образовательных программ. При этом оценка качества учебной работы студентов является накопительной и используется для управления образовательным процессом. Рейтинговая система преследует решение следующих целей и задач:
- повышение уровня организации учебного образовательного процесса;
- стимулирование систематической работы студентов;
- повышение соревновательного фактора в учебе;
- снижение роли субъективного фактора во время сдачи экзаменов [1].
Одной из форм рейтинга является рейтинг по дисциплине в семестре. На кафедре терапевтической стоматологии он формируется с учетом внутрикафедральных особенностей. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре, – 100, минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена, – 61. На кафедре терапевтической стоматологии учитываются следующие критерии:
Дисциплина - своевременная явка на занятие: опоздание допускается на 10 минут (два опоздания более чем на 10 минут приравниваются к пропуску одного занятия).
Внешний вид студента: халат, закрывающий одежду, шапочка, маска, перчатки, сменная обувь, сдержанный маникюр.
Подготовленность студента к занятию: наличие тетради с выполненным домашним заданием, теоретическая подготовка к текущему занятию, остаточный уровень знаний по ранее изученному материалу, активность в дискуссии при разборе темы занятий.
Выполнение практических навыков или ассистирование (на фантомах или пациентах).
Посещение лекций - введение лекционной тетради, внимание к лекционному материалу и заинтересованность в нём.
В качестве характеристики текущей работы студента в семестре используется средний балл. Результат работы на каждом практическом занятии оценивается с помощью различных форм и видов контроля.
Формы и виды контроля:
- Выполнение требований кафедры терапевтической стоматологии – «+»;
- Невыполнение требований кафедры терапевтической стоматологии – «-»;
- Выполненное домашнее задание - оценка (от 3 до 5 в зависимости от полноты выполнения);
- Невыполненное домашнее задание - оценка «2»;
- Теоретическая подготовка – оценка;
- Освоение практических навыков - оценка;
- Реферат, презентации и другие формы УИРС – оценка;
- Написание истории болезни – оценка;
- Ведение (или неведение) отчетных форм (форма 037, форма 039) - «-», «+»;
- Итоговое оформление тетради с домашним заданием – обязательно (зачет);
- Итоговое оформление дневника практических навыков – обязательно (зачет).
Все полученные за время занятий и кураций оценки составляют текущий рейтинг студента. В конце семестра высчитывается средний балл каждого обучающегося, который переводятся в балл по 100-балльной системе. При наличии итоговых занятий (контрольных работ) и курсовых работ по дисциплине в семестре оценки, полученные за них, также переводятся в 100-балльную шкалу. Допуск к зачету и экзамену получают студенты, набравшие от 61 до 100 баллов. Помимо среднего балла учитываются штрафы:
- за пропуск 1 практического занятия высчитывается 1 балл из общего рейтинга;
- за пропуск 1 лекции высчитывается 1 балл из общего рейтинга;
- пропуск занятия по уважительной причине оценивается в 0 баллов (и др. формы штрафов).
В качестве поощрения за дополнительную работу студента начисляются бонусные баллы, а именно за участие студента в: УИРС, НИРС, прохождение электива и т.д.
Баллы, которые получает студент по дисциплине в семестре, вычисляются по формуле:
а) если дисциплина заканчивается зачетом в семестре:
Рд = {(Ртек) + (Рит)/2 + балл, полученный на зачетном тестировании/2} + бонусы – штрафы;
б) если дисциплина заканчивается экзаменом в семестре:
Рдс = (Ртек) + (Рит)/2 +бонусы – штрафы;
в) рейтинг по дисциплине складывается: Рд = (Рдс / n) + (Рэ), n – количество семестров.
Главными задачами рейтинговой системы контроля знаний являются:
- повышение мотивации студентов к качественному освоению дисциплины путем более высокой дифференциации оценки их учебной деятельности;
- повышение мотивации студентов к регулярной самостоятельной и практической работе путём дифференцированного подхода к оценке их знаний и результатов практической деятельности;
- упорядочение системы контроля знаний студентов, разработка единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной дисциплины и образовательной программы в целом;
- повышения уровня познавательного процесса.
Благодаря рейтинговой системе становится возможным:
- прогнозировать успеваемость студентов на определенные временные промежутки;
- осуществлять промежуточный контроль успеваемости студентов;
- упорядочить структуру непрерывного контроля знаний студентов;
- на ранних этапах выявлять отстающих студентов и лидеров с целью индивидуализированного подхода в учебном процессе.
Итоговый рейтинг студента, кроме того, является основанием для участия в конкурсе в бюджетные постдипломные формы обучения (интернатура, ординатура, аспирантура).
Таким образом, предложенная рейтинговая система успеваемости студентов способствует индивидуализации учебного процесса, является мощным мотивационным фактором повышения качества образования, а также способствует развитию личностных и творческих потенциалов.
Библиографическая ссылка
Соловьева Ж.В., Адамчик А.А. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 232-234;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6990 (дата обращения: 23.11.2024).