Приоритетными задачами естественнонаучного образования является переход к такой модели обучения, когда химия, биология, география, физика становятся не целью обучения, а средством развития и воспитания школьников, овладения ими ключевыми компетенциями. Модернизация современного естественнонаучного образования требует особого внимания к личности учителя, пересмотра основных звеньев его профессиональной деятельности.
В исследованиях Е.А. Климова [1] все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники. Он определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ», «Человек-человек». Педагогическая профессия относится к типу отношений «Человек-человек». Данный тип определяется следующими личностными качествами: устойчивым хорошим самочувствием в работе с людьми, потребностью в общении, способностью представить себя на месте другого, быстро понимать намерения, мысли и настроение других, быстро разбираться во взаимоотношениях, хорошо помнить сведения о личностных качествах многих людей.
Но такая первичная типология не отражает реальный спектр существующих профессий. Так, например, при подготовке учителя естественных дисциплин не можем ограничиться только схемой «Человек-человек», потому что специалист данной профессии, кроме работы с детьми, работает в сфере наук о природе и природных явлениях, занимается научной работой, поэтому соответствующая формула должна быть усложнена: «Человек-человек-природа». Для данного типа характерны не только потребности и способности в работе с детьми, но и заинтересованность естественными науками (химия, биология, экология, валеология), осведомленность в их вопросах, природоохранная направленность личности.
Профессиональная деятельность учителя – особый вид человеческой деятельности. Ее специфика заключается в формировании личности школьника. Цель деятельности учителя – сознательное видение конечного результата деятельности, который планируется как положительный преобразовательный процесс влияния на личность.
Необходимо выделить основную составляющую деятельности учителя химии – процесс рефлексивного управления деятельностью учащихся, которая обусловлена характерным для данной профессии межличностным взаимодействием. Специфическая особенность деятельности педагога заключается в том, что она является по своему характеру своеобразной метадеятельностью (деятельность по управлению другой деятельностью), где сверхзадачей педагога является руководство учеником как субъектом его собственной деятельности, формирование у него внутренних знаний, убеждений, действий, которые позволяют ему самостоятельно решать задачи на протяжении всей жизни.
С другой стороны, педагогическая деятельность – процесс решения многообразных педагогических задач. При этом наиболее важной из них является создание условий для гармоничного развития личности в процессе подготовки подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. В процессе осуществления педагогической деятельности учитель выступает в роли непосредственного коммуникатора знаний, методиста, который занимается разработкой способов и средств педагогического воздействия, исследователя, который анализирует педагогические проблемы и пути их решения.
Современному учителю необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстрым изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей.
Одним из главных путей реформирования образования является подготовка нового поколения педагогических кадров, повышение их профессионального и общекультурного уровня. В Концепции профильного обучения в старшей школе отмечена необходимость решения проблемы подготовки учителя, который осознает свою социальную ответственность, постоянно заботится о своем личностном и профессиональном росте, умеет достичь новых педагогических целей.
Компетентность – это сложное личностное образование, состоящее из знаний, умений и навыков, которые позволяют личности эффективно функционировать в определенной деятельности. Согласно квалификационной характеристике будущего учителя, профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей имеет такие составляющие, как компетентность в самоменеджменте, профессиональная, операционная, педагогическая, психологическая, методическая и общекультурная компетентность, жизненная, социально-психологическая, социальная, коммуникативная.
Компетентность в самоменеджменте предполагает наличие знаний, умений и навыков организации управленческой деятельности, направленной на самого себя, и обеспечивает саморазвитие и самообразование. Профессиональная компетентность предусматривает совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно реализовывать учебный процесс по химии. Операционная компетентность предусматривает прикладные, инструментальные способности педагога, которые позволяют наиболее эффективным способом выполнять сложные профессиональные задачи. Общекультурная компетентность направлена на развитие личности педагога, обуславливает его место в обществе и учебно-воспитательном пространстве.
Эффективное формирование профессиональной компетентности будущих учителей химии предусматривает наличие таких педагогических условий: стимулирование профессионально-педагогической направленности студентов; обеспечение единства основных составляющих профессиональной компетентности будущих учителей химии; внедрение приемов активизации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов; обеспечение студентов программно-методическими материалами, созданными на основе структурированной целостности.
Выделяем следующие функциональные компоненты профессиональной деятельности учителя химии: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный, информационный, ориентационно-прогностический, исследовательский, каждому из которых соответствует определенная группа рабочих функций, педагогических способностей, которые необходимо развивать у будущих педагогов еще во время учебы в высшем педагогическом учебном заведении.
Гностический компонент педагогической деятельности охватывает сферу знаний педагога. Он заключается в изучении объектов этой деятельности, ее содержания, средств, форм, методов и нацелен на самоанализ личности учителя.
Организационный компонент включает организацию информации в процессе изложения, деятельности учеников и своей деятельности в учебно-воспитательном процессе. Организуя взаимодействие «педагог-ученик», «ученик-ученик» и другие в процессе различных видов педагогической деятельности, учитель осуществляет коммуникативные функции.
Коммуникативный компонент отражает особенности коммуникативной деятельности учителя, его взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями, обсуждение правильности суждений, наблюдений, развития мыслительной деятельности учащихся на уроках химии и биологии; большое внимание при этом уделяется эффективности педагогического общения.
Конструктивный и проектировочный компоненты функционирования педагогической системы являются носителями предметно-дидактического содержания деятельности учителя. Проектировочный компонент охватывает представление учителя о перспективных целях обучения и воспитания, а также о способах их осуществления. Конструктивный компонент включает конструктивно-содержательную деятельность (отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий ученика) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Информационный компонент заключается не только в передаче знаний учащимся, но и в овладении учителем совокупностью приемов и методов, которые обеспечивают усвоение информации, организацию познавательной деятельности учащихся и контроль за усвоением ими полученной информации. В свою очередь организация познавательной деятельности учащихся возможна лишь при условии мобилизации их умственных и физических сил на решение познавательных задач, поэтому в структуре профессиональной деятельности учителя выделяют мобилизационную функцию.
Ориентационно-прогностический компонент предполагает ориентацию на конечный результат, который четко осознается учителем. Знание педагогом индивидуальных особенностей учащихся, их развития, закономерностей учебно-воспитательного процесса позволяет прогнозировать будущий результат (восприятие учебного материала; трудности, которые, возможно, возникнут; усвоение учащимися того или иного материала; будущую коррекцию недостатков и т.п.).
Исследовательская функция проявляется во владении учителем химии научными методами мышления и исследования.
Итак, современный учитель химии должен обладать такими ключевыми компетенциями, как:
· научное мировоззрение;
· креативность, стремление к развитию;
· компьютерная грамотность;
· профессиональная компетентность;
· гуманитарная лингвистическая компетентность;
· личностные качества, способности к профессии учителя химии;
· творческий стиль деятельности;
· высокая нравственная культура;
· здоровый образ жизни.
Формирование их происходит в высшем учебном заведении во время освоения специальных дисциплин, научной, общественной работы и др.
Библиографическая ссылка
Стрижак С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 236-238;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6992 (дата обращения: 23.11.2024).