Подготовка компетентного врача, соответствующего требованиям ФГОС является трудной задачей для всего профессорско-преподавательского состава университета. На протяжении более чем сорокалетнего периода существования кафедры хирургических болезней детского возраста эта задача решалась по-разному. Преподавание на педиатрическом факультете проводилось у студентов старших курсов, во время курации происходило первое знакомство с детской хирургической клиникой.
В 2010 году был создан и начал внедряться основополагающий документ для решения профессиональных задач в инновационных социально-экономических условиях ФГОС ВПО, включающий в себя Основную образовательную программу (ООП). В отличие от предыдущего образовательного стандарта, ФГОС ориентирован не на содержание учебных дисциплин, а на результаты обучения. Сами результаты обучения выражаются компетенциями. Для каждого уровня обучения характерны определённые компетенции, как общекультурные (ОК), так и профессиональные (ПК). Изучение предлагаемых компетенций предусматривает получение профессионального образования с самого начала обучения, с первого курса. На кафедре хирургических болезней детского возраста реализация образовательной программы подготовки специалиста обеспечивается научно-педагогическими кадрами, среди которых все доктора наук и кандидаты медицинских наук, имеющие базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Кафедра хирургических болезней детского возраста с 2010 года ведет преподавание на 1, 2, 4, 5 и 6 курсах педиатрического факультета. Вначале показавшиеся трудности преподавания на 1 курсе в процессе обучения оказались лишь особенностями обучения. Практически каждый преподавать нашей кафедры во время учёбы и институте, университете работал и санитаром, и медсестрой и т.д. Именно эта работа помогла выбрать направление специальности, более углублённо изучать специальность, стремиться к научному пониманию вопросов специальности.
Студенты 1 курса (помощники младшего медицинского персонала) и 2 курса (помощники медицинской сестры) получают знания в соответствии с имеющейся программой. Она предусматривает освоение техники ухода за больными детьми и подростками, методики санитарной обработки лечебных и диагностических помещений. Освоение профессиональных компетенций сопровождаться изучением тематической медицинской литературы, включая литературу по санитарно-эпидемическим требованиям в медицинской деятельности [3], её реферированием. Самостоятельная работа студентов занимает порядка 30% всего учебного времени. На первых курсах она связана с подготовкой к занятиям, реферированием литературы, изучением приказов, инструкций, должностных обязанностей. Лучшие рефераты, выполненные студентами, используются в обучении студентов следующего поколения. Последний год самостоятельная работа включает в себя создание презентаций. В нашей базе уже имеется архив лучших презентаций для всех тем занятий.
Согласно ФГОС-3 с 2014-2015 учебного года на кафедре начались занятия на 4 курсе педиатрического факультета. Эти занятия будут посвящены семиотике различных детских хирургических заболеваний. Преемственность должна позволить правильно сориентироваться в выборе специальности. Для этого преподаватели кафедры создали мультимедийные лекции по всем темам, подготовили иллюстрационный материал и прочую документацию.
Обучение на 5 и 6 курсах на кафедре является решающим этапом подготовки врача. В обучении студентов старших курсов, также как и студентов младших, широко используем изучение тематического материала с преподавателем и самостоятельную работу. Студенты пишут адаптированные истории болезни, участвуют в изготовлении иллюстрационного материала. В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий [1]. К ним относятся деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, учебные дискуссии. Практические навыки отрабатываются в различных подразделениях больницы, в учебной комнате [2]. Для овладения практическими навыками на кафедре используются муляжи, хирургический инструментарий, набор предметов для переливания препаратов крови, иммобилизационные шины, данные рентгенологических и эндоскопических обследований. Все перечисленные принадлежности позволяют обучать вскрытию гнойников, некротической флегмоны новорожденных, проводить закрытый массаж сердца, внутрисердечные введения препаратов, венесекцию, иммобилизацию конечностей. Более полно студенты всех курсов могут отрабатывать практические навыки в Центре практических навыков КубГМУ под руководством преподавателя.
Таким образом, занимаясь практически в течение всего периода обучения в университете на кафедре хирургических болезней детского возраста, студенты педиатрического факультета имеют возможность получить углубленноепредставление о профессии врача, сориентироваться в выборе последующей специализации.
Библиографическая ссылка
Тараканов В.А., Старченко В.М., Надгериев В.М, Стрюковский А.Е., ЛунякаА.Н., Колесников Е.Г, Овсепян В.А. ОТ САНИТАРА ДО ДИПЛОМИРОВАННОГО ВРАЧА НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 238-240;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6993 (дата обращения: 23.11.2024).