Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

Тхатль С.К., Назаренко Е.И., Вартанян С.М., Потапова И.А.
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / СПб: Питер, 2010. – 304с.
2. Маткаримова, Д.Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения /Д.Ш. Маткаримова // Молодой ученый.- 2012. –№4. – С. 434-437.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. Учебное пособие для студентов / А.П. Панфилова. М.: Академия, 2009.– 192 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова. М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 576 с.
5. Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод / под редакцией О.И. Сидоренко.- К.: Центр инновации, 1999. – 80 с.

На современном этапе невозможно представить процесс преподавания в медицинских вузах без применения как традиционных, так и инновационных подходов в изучении различных дисциплин, в том числе акушерства и гинекологии. Для процесса изучения возможно сочетание двух и более педагогических технологий, что позволяет предельно четко обозначить задачи, определить цели, структурировать содержание занятий.

Контекстное обучение относится к формам активного обучения и ориентирована на профессиональную подготовку студентов, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, семинарах; учебно-профессиональная УИРС, производственная практика [1, с.197].

Основная идея контекстного обучения заключается в максимальном приближении к профессиональной деятельности будущих врачей.

Практическую компетентность студент приобретает лишь в случае двойного перехода: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, к осмысленному поступку. Один из основных принципов контекстного обучения является принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов.

Работа студентов в отделении патологии беременных и родильном отделений заключается в обследовании беременных и рожениц. Студенты, разбиваясь на небольшие группы по два-три человека, проводят обследование беременных и рожениц, начиная со сбора анамнестических данных, выяснения информации об имеющихся соматических, гинекологических заболеваниях, особенностях течения как предыдущих, так и настоящей беременности, в обязательном порядке происходит активное обсуждение результатов клинико-лабораторных исследований. Студенты производят наружное акушерское обследование беременных, рожениц, аускультацию сердечных тонов плода. С учетом полученных данных, обучающийся самостоятельно составляют план ведения родов, назначается лечение с учетом имеющейся патологии. На занятии идет обсуждение с преподавателем полученных данных, каждый студент оформляет свою работу в виде истории родов.

Работа с беременными и роженицами в данном случае способствует привыканию студентов к самостоятельности, выработке навыков общения с пациентами различных социальных групп, помогает учиться выяснять необходимую информацию, происходит осознание важности принятия самостоятельного решения. Способность принятия самостоятельного решения в конкретной клинической ситуации, т.е. умение использовать теоретические знания в практической деятельности, является основным критерием готовности к практической деятельности.

На кафедре используется такая форма обучения как деловая игра. При этом идет разбор проблемной ситуационной задачи. Нельзя играть в то, о чем они не имеют представления. Поэтому без соответствующей теоретической подготовки игра не продуктивна. Заранее формируется культура дискуссии, логика доказательства и опровержения, умение понять точку зрения другого [2, с. 386; 4, с. 70].

Мы предлагаем студентам клинические задачи, составленные в максимально нейтрально описательной форме. Студент должен последовательно оценить имеющуюся симптоматику, сформулировать предварительный диагноз, самостоятельно назначить план дополнительного обследования, получить результаты исследований. К каждой задаче имеется набор результатов дополнительных методов исследования. Затем студент анализирует полученные результаты, формулирует диагностическую гипотезу, назначает лечение (либо определяет меры неотложной помощи). Составленное таким образом задание отвечает двум типам проблемных ситуаций: теоретической и практической. Действия студента при работе с виртуальным пациентом аналогичны действиям врача, работающего с реальным пациентом. Разбор клинической ситуационной задачи проводится с обязательной оценкой каждого из этапов решения.

В процессе разбора клинической ситуации участвует вся группа: один студент выполняет роль первого контакта, другой – врача бригады «Скорой помощи», привлекаются консультанты (окулист, невролог, терапевт и др.). Таким образом, при решении ситуационной задачи преподаватель может оценить уровень интеллекта и степень обучаемости конкретного студента, что позволяет индивидуализировать обучение. Использование ситуационных задач позволяет оптимизировать учебный процесс, улучшить усвоение значительного объема информации за ограниченный период времени, развить навыки клинического мышления и способность принимать ответственные решения [2, с.434; 5, с. 80].

На кафедре внедрена технология обучения «мастер-класс». Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Использование ее происходит как в основное время занятий, так и вне учебного времени, так как мы рекомендуем студентам посещать дежурства. Наблюдение за тем, как врач ведет самостоятельные роды, как общается с роженицей, за особенностями выполнения операции кесарево сечение, малых и больших гинекологических операций, позволяют постичь именно практические нюансы данной профессии, и в последующем использовать их в своей практической деятельности [3, с.192]. Конкретную клиническую ситуацию необходимо обсуждать со студентами, напоминая при этом о возможных рисках, осложнениях оперативного лечения, отмечая, что подобное высокотехничное выполнение требует долгого и упорного обучения и приходит с опытом.

Наш опыт свидетельствует о том, что данный вид обучающей технологии помогает мотивировать студентов к выбору специализации по акушерству и гинекологии.

Таким образом, использование и сочетание различных педагогических приемов в процессе обучения важнейшей клинической дисциплине – акушерству и гинекологии, способствует более активному становлению и взрослению студентов медицинского вуза, помогает им сделать правильный выбор собственного развития, мотивирует стремление стать высококвалифицированным специалистом, полностью реализоваться в профессии. А это, в конечном итоге, делает их социально значимыми и адаптированными в современном обществе.


Библиографическая ссылка

Тхатль С.К., Назаренко Е.И., Вартанян С.М., Потапова И.А. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 249-251;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6999 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674