Возрастающее внимание к обучению иностранным языкам на современном этапе способствует развитию и модернизации высшей школы. Практическое владение иностранным языком – одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка особенно возрастает в нынешних условиях: развиваются связи между российскими и зарубежными вузами, возникают разного рода совместные проекты и программы.
Языковая подготовка должна осуществляться с применением инновационных программ, реализуемых на модульной основе, которая оценивается методистами как один из вариантов модернизации традиционного обучения в вузе.
Модуль является вспомогательным средством формирования заданных в ФГОС компетенций, так как именно в форме компетенций формулируются результаты обучения в настоящее время по любой учебной программе в формате ФГОС-3 поколения.
Под модулем понимается «логически завершенная часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (текстом, контрольной работой и т.д.)» [1].
Отличительной особенностью модульного обучения считается, в частности, четкая структуризация содержания обучения, обеспечение учебного процесса дидактическим материалом и средствами контроля и возможность корректировать процесс обучения [6, с.145].
По мнению многих исследователей основным преимуществом и достоинством модульного обучения является: конструирование учебного курса по дисциплине как объединение дидактических модулей, каждый из которых одновременно является банком информации и методическим руководством по его применению; обеспечение целостности учебного процесса за счет продуманного сочетания предварительно дифференцированных дидактических единиц; возможность эффективного управления учебным процессом за счет использования рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения; индивидуализация обучения на основе приоритетности внеаудиторной самостоятельной работы студентов при освоении модулей и допущении индивидуального темпа деятельности обучаемых [3].
При модульном обучении студент работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Очевидно, что решение учебных задач каждого модуля ведет в итоге не только к формированию соответствующих четко выраженных компетенций, но и к масштабному комплексному формированию самообразовательной компетенции обучаемых.
Язык представляет собой развивающуюся и постоянно меняющуюся форму, и, соответственно, без способности студента к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке невозможно получить высококвалифицированного специалиста, способного на должном уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки в области иностранных языков. Необходимо формировать у обучаемых способность осуществлять контроль и оценку собственной деятельности не только во время аудиторных занятий, но и в процессе самообразования с целью поддержания и повышения уровня владения языком.
Модульное обучение актуализируемое, в основном в режиме внеаудиторной самостоятельной работы студентов, позволяет алгоритмизировать процесс развития профессиональных компетенций, в частности, иноязычной компетентности студентов различных направлений вузовской подготовки [5].
Модуль, таким образом, является одной из наиболее удобных для преподавателя форм организации самостоятельной работы студентов, в частности, творческой. Основной целью самостоятельной работы студентов в современных условиях является формирование у них способностей к саморазвитию, творческому применению знаний при адаптации к профессиональной деятельности [4, с.75].
Модульное обучение дает большие возможности применения творческого подхода к обучению различных контингентов учащихся, обеспечивает обучающимся возможность активной познавательной и творческой деятельности при перенесении акцента на самостоятельную работу.
Отсутствие навыков самостоятельной внеаудиторной работы может привести к разочарованию студентов в своей будущей профессии. Надо научить студента работать самостоятельно, но при этом тщательно продумывать задания с элементами творчества, а также задействовать различные формы самостоятельной работы.
Неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов является использование электронных ресурсов. При изучении иностранного языка студенты самостоятельно приобретают новые знания и развивают свой творческий потенциал посредством доступа к многочисленным и постоянно обновляемым информационным ресурсам.
Навыки использования современных компьютерных технологий в самообразовательной деятельности являются очень важными для качественной подготовки студентов к научно-исследовательской работе.
Руководство преподавателя самостоятельной работы должно постепенно переходить в самоорганизацию самих студентов, хотя преподавателю необходимо проводить консультации и осуществлять контроль, который может представлять собой рейтинговую систему оценки знаний обучающихся [6].
Рейтинг определяется как «оценка или некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия» [1], выраженная, как правило, по многобальной шкале.
Модульно-рейтинговое обучение, по нашему мнению, стимулирует интерес к обучению, поддерживает дух соревнования и соперничества, что без сомнения является позитивным фактором.
Модульное обучение, акцентирующее профессионально-ориентированную направленность самостоятельной работы студентов, является важным и необходимым этапом вузовской подготовки к обучению в течение всей жизни.
В итоге можно резюмировать, что целенаправленность модульного подхода в ВПО смыкается с одним из главных тезисов Болонской Конвенции: обучение в течение жизни [2].
Библиографическая ссылка
Уварова И.В., Ерина Т.Ф. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 251-252;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7000 (дата обращения: 23.11.2024).