Глобализация и технический прогресс влияют на все сферы социально-экономической деятельности, в том числе и на образование. Как следствие такого влияния, возникла платформа МООС (Massiveopenonlinecourse ) – публичные открытые онлайн курсы, среди которых наиболее популярными являются Edx, Coursera, Udacity, Udemyи др.
Можно выделить следующие преимущества таких платформ для студентов:
Ø широкий выбор не только специальностей, но и курсов в рамках выбранного направления. Например, только платформа Coursera [1] предлагает около 30 курсов по химии, в том числе, Дюкского университета, Калифорнийского университета и др.;
Ø доступ к наиболее современным и качественным знаниям. Такие платформы дают возможность прослушать курсы ведущих университетов мира (МИТ, Гарвард, Стэнфорд, Беркли, Университет Токио и др.), где преподавателями подчас являются Нобелевскими лауреатами (например, курс «Финансовые рынки» Р. Шиллера, лауреата Нобелевской премии по экономике 2013 г.);
Ø отсутствие платы за обучение. В противовес университетскому образованию, плата за которое растет ежегодно (так, в США с 2000 по 2010 гг. плата за получение степени бакалавра возросла с учетом инфляции на 42% в государственных образовательных учреждениях и на 31% в частных, а долги за образование (в первую очередь кредиты) составляют около 1 млрд. долл. США) [2, c. 27]. Большинство онлайн курсов не требуют денежных взносов;
Ø возможность самостоятельно регулировать время и длительность занятий, поскольку все материалы курса доступны на сайте в любое время на протяжении всей длительности курса, после его окончания есть возможность их сохранения для дальнейшего использования офлайн;
Ø значительное сокращение трансакционных издержек для получения знания. Прежде всего, речь идет об издержках времени. Студентам не нужно тратить время на поездки в\из университета, поиск литературы и т.д. Все необходимые материалы доступны на странице курса или же указан путь их цифрового получения.
Наряду с явными преимуществами такого способа получения знаний, существует ряд недостатков, среди которых:
Сложность подтверждения подлинности результатов и, как следствие, непризнание их работодателем. И хотя некоторые платформы, например Coursera, предлагают за отдельную плату подтвержденные сертификаты, как показывают соцопросы, работодатели все равно скептически относятся к онлайн образованию.
Такие курсы прежде всего направлены на расширение знаний, но не на их углубление. Из-за глобальности аудитории материал часто является универсальным и может не содержать специфической информации. Другой причиной может стать то, что материал курса будет построен на специфике государства, в котором университет находится и не учитывать особенности других государств.
Отсутствие полноценного контакта с преподавателем. Как известно, в университете каждый преподаватель имеет установленные часы консультаций, во время которых студент может получить ответы на свои вопросы. В МООС заменой этому служат чаты, в которых на вопросы отвечает либо сам преподаватель, либо его ассистенты. Недостаток такого способа коммуникации проявляется в том, что студент не всегда имеет возможность получить нужную информацию из-за того, что ряд похожих вопросов могут быть объединены в один, преподаватель просто не увидел вопроса, технических сбоев и т.д.
Кроме того, существуют факторы, ограничивающие доступ к таким курсам. Во-первых, необходимость технических приспособлений и умения ими пользоваться (компьютер, веб-камера). Во-вторых, компьютерная грамотность в таком виде образования играет большую роль чем при традиционном обучении. Студентам необходимо иметь навыки использования онлайн-ресурсов для учебы (баз данных, сайтов, содержащих статистическую информацию, онлайн журналов и др). И хотя традиционное образование также предусматривает использование цифрового материала, глобальный контекст материала онлайн-курсов требует познаний не только внутренних источников информации, но и мировых. В третьих, необходимость знания иностранных языков. Хотя некоторые курсы предполагают наличие субтитров (русских, китайских, испанских), коммуникация между студентами и преподавателями зачастую происходит на английском. В четвертых, несовпадение часовых поясов. В большинстве случаев студент сам может выбирать время просмотра учебного материала, программой курса могут быть предусмотрены видеосессии или же выполнение группового задания. В пятых, наличие навыков онлайн общения, умение четко и кратко формулировать мысли [3, c. 89].
Сильная мотивация также является важным аспектом успешного прохождения курса. Как показывает статистика, около 90% слушателей не оканчивают курсов. Определенная сложность состоит в отсутствии четкого графика учебы, реальных наказаний за непрохождениекурса, т.е. таких факторов влияния, которые являются дополнительным стимулом к учебе в университетах.
Таким образом, по нашему мнению, МООС больше всего подходит людям, которые: нацелены на получение новых навыков и знаний в профессиональной сфере; работающим людям, для которых строгий график учебы неприемлем, студентам, чье географическое, социальное или материальное положение не позволяет полноценно получать образование.
Библиографическая ссылка
Шинкаренко В.И.,Корнилюк А.В. МООС КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 279-280;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7012 (дата обращения: 23.11.2024).