Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» ПО «БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ» В РАМКАХ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Яроватая М.А., Королёва И.П., Лазарева Е.К.
1. Образцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика: Учебное пособие / П. И. Образцов. – Орел: ПФ «Картуш», 2007. – 248 с.
2. Яроватая М. А., Королева И. П., Лазарева Е. К. Влияние лабораторного практикума на формирование экспериментальных умений студентов медицинских вузов / Сборник научных трудов 59 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», Санкт-Петербург, 18–21 апреля 2012. 328–329 с.
3. Яроватая М. А., Королева И. П., Лазарева Е. К. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы при изучении химии в медицинском вузе // Инновации в образовании. Краснодар–2013. – С.144–145.
4. Яроватая М. А., Таканаев А. А., Лушников А. В. Разработка и внедрение разноуровневых заданий в фонд оценочный средств по биологической химии в рамках ФГОС ВПО / Сборник научных трудов 61 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», Санкт-Петербург, апрель 2014. 233-235 с.
5. Яроватая М. А. Лушников А. В. Лабораторный практикум по биохимии в медицинском вузе // Российско-Украинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания», Нижний Новгород, 18 ноября 2010. 108–111 с.

Биологическая химия является одной из фундаментальных наук, осуществляющей взаимосвязь дисциплин медико-биоло­гического и клинического профиля. Дисциплина «Биологическая химия» включена в базовую часть математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла ООП.

Объем дисциплины «Биологическая химия» по специальности «Фармация» составляет 216 часов (6 зачетных единиц), из них 120 – аудиторные занятия (36 часов лекции, 84 часа лабораторные занятия), 60 часов – самостоятельная работа. Дисциплину студенты изучают на 2-3 курсе (4, 5 семестр). По окончании изучения курса предлагается письменный экзамен (5 семестр). Весь материал дисциплины разбит на 4 модуля. В соответствии с балльно-рейтинговой системой разработан рейтинг-план, согласно которому студенты в течение обучения в семестрах могут получить 60 баллов, а 40 баллов могут заработать на экзамене. Были проведены 2-х часовые лекционные и 3-х часовые лабораторные занятия, включающие: разбор основных вопросов и решение задач по теме; контроль выполнения домашнего задания; контроль усвоения темы; тестирование; выполнение проверочных и контрольных работ, лабораторных практикумов, биохимических исследований. В процессе изучения дисциплины использовались как традиционные, так и инновационные технологии проектного, ситуационно-ролевого, объяснительно-ил­люс­тративного обучения. Это ознакомление с оборудованием в учебных и клинико-диагностических лабораториях, демонстрация схем, таблиц, слайдов, презентаций, использование компьютеров.

Особая роль в усвоении разделов курса отводилась лабораторному практикуму. Подбор лабораторных работ осуществлялся в соответствии с программой таким образом, чтобы теоретические знания студенты непосредственно подтверждали на практике. Студентам предлагались лабораторные практикумы-тетради, в которых  изложены требования к технике безопасности при работе в лаборатории, при эксплуатации оборудования, приведены методики проведения лабораторных работ, рассчитанных на 3 часа, представлены нормальные биохимические параметры организма. Студентызаписывали в журнал полученные результаты исследований и делаливыводы, что существенно экономилоих время.

Курс биохимии для студентов, обучающихся по специальности «Фармация», достаточно объемен и нелегок для восприятия. Поэтому наглядность и систематизация материала в виде презентаций, схем, рисунков, таблиц облегчает восприятие и запоминание сложного для изложения материала. Модульная методика структурирования учебного материала позволяет интенсифицировать процесс обучения, экономить время, многократно повторять материал, делать процесс обучения творческим, повышать коэффициент усвоения сложного материала. Таким образом, осуществляется развитие познавательной самостоятельности, развиваются и совершенствуются творческие возможности как преподавателя, так и студента. Студенты получили полное представление об организации и функционировании основных биомакромолекул клетки, магистральных путях метаболизма белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов в организме человека, сведения о молекулярных механизмах наследственных и ряда других заболеваний, принципах биохимического анализа, биохимической диагностики заболеваний, применении методов биохимии в производстве и анализе лекарств, путях ферментативного превращения лекарств в организме, научились проводить биохимический эксперимент, решать задачи.

В эксперименте участвовали студенты 3 курса 9,10 групп специальности «Фармация». Средний балл (СРД) по текущим занятиям согласно БРС оказался невысоким: для студентов 9 группы – 33,3; для студентов 10 группы – 40,3. На экзамене студенты показали следующие результаты: средний балл для студентов 9 группы оказался равным 3,3 (26,0 баллов из 40 возможных), для 10 группы – 4,0 (28,5 баллов из 40 возможных). Самый высокий балл оказался равен 40, 0 баллам, самый низкий – 13,0.Средний балл по текущим занятиям в оценках традиционно оказался невысоким: для студентов 9 группы -3,2; для студентов 10 группы – 3,5. На экзамене студенты показали следующие результаты: средний балл для студентов 9 группы оказался равным 3,3 балла, для 10 группы – 4,0.

Результаты проведенной работы показали, что все студенты, допущенные к экзамену, с учетом пересдачи экзамена, получили положительные оценки. Оценку «отлично» получили 12% от числа писавших. В этих работах студенты показали всестороннее и глубокое знание материала, умение свободно решать клинические задачи, знание основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой. Оценку «хорошо» получили 23% от числа писавших. В этих работах студенты показали знание материала, систематический характер знаний по дисциплине, успешно решили задачи, но допустили 2-3 незначительные ошибки, не искажающие смысла излагаемого.Оценку «удовлетворительно» получили 26%. В этих работах материал изложен неполно (сведения о молекулярных механизмах наследственных и ряда других заболеваний, принципах биохимического анализа, биохимической диагностики заболеваний, основы путей ферментативного превращения лекарств в организме). Также имеются ошибки, связанные с недостаточной глубиной и осознанностью ответа, в некоторых работах студенты не смогли применить теоретические знания для объяснения и установления причинно-следственных связей. Оценку «не удовлетворительно» получили 8% студентов. В этих работах материал изложен неверно, имеются существенные ошибки в рассуждениях. На экзамен «не явились» 31%, по причине болезни и потому, что были не допущены к сдаче экзамена в силу наличия пропущенных занятий и не сданных рубежных модулей.

Согласно распоряжению университета с 15 марта по 15 апреля текущего года была проведена пересдача экзамена по биологической химии. Оценку «хорошо», с учётом пересдачи, получили 31% от числа писавших. Оценку «удовлетворительно», с учётом пересдачи, получили 31%. «Неудовлетворительных» оценок нет, что говорит о подготовке студентов к пересдаче дисциплины.На экзамен «не явились» 26% студентов, т.к. не допущены к сдаче экзамена в силу наличия пропущенных занятий и не сданных модулей (рис.).Средний балл экзамена по биологической химии студентов специальности «Фармация» составил 3,7.

Для студентов, имеющих задолженности по дисциплине, еженедельно, согласно графику отработок, проводятся консультации, где они имеют возможность выяснить не понятный им вопрос, отработать пропущенное занятие, лабораторный практикум и т.п. Студентам, которые успешно ликвидируют свои задолженности по предмету и получат допуск к экзамену, администрация университета назначила комиссионную пересдачу экзамена в сроки с 15 декабря 2014 по 15 января 2015 года. Студенты, не допущенные до экзамена, в силу ряда причин не справились со своими задолженностями, несмотря на поддержку преподавателей и администрации вуза, не вышли на комиссионную пересдачу экзамена по биохимии и вынуждены были прервать обучение на данном курсе.

 

Рис. Результаты успеваемости студентов специальности «Фармация» по биологической химии в зимнюю экзаменационную сессию 2013-2014гг. (%)

Таким образом, основная цель курса достигнута и решены поставленные задачи. Работу можно признать удовлетворительной, хотя средний балл по экзамену мог бы быть выше. При дальнейшей работе будут учтены все ошибки и замечания, чтобы повысить уровень знаний, умений и навыков студентов. Наша задача - сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, которые помогут студентам в их дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Яроватая М.А., Королёва И.П., Лазарева Е.К. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» ПО «БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ» В РАМКАХ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 289-292;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7016 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674