Целью нашей работы стало изучение специфики взаимосвязей компонентов детско-родительских отношений на примере матерей и детей младшего школьного возраста, при этом основные акценты делались на материнских способах реагирования в конфликте (методика К. Томаса), стилях семейного воспитания (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «АСВ»), на родительских установках и реакциях (методика E.С. Шефера и Р.К. Белла «PARI»). В качестве испытуемых выступили матери младших школьников (возрастной диапазон 28–38 лет, семьи полные, место проживания – сельское поселение, разделены на две равные выборки в соответствии с биологическим полом ребенка). Полученные данные были обработаны с помощью корреляционного анализа Пирсона. Установлено, что в выборках матерей мальчиков и матерей девочек имеет место практически одинаковое количество достоверно значимых взаимосвязей между исследуемыми показателями (18 и 17), но при этом в первой выборке отрицательных и положительных корреляций по 9, а во второй выборке, соответственно, 14 и 3. Данный факт позволяет предположить, что матери мальчиков обладают большими компенсаторными возможностями, т.е. могут более успешно уравновешивать, возмещать, регулировать различные компоненты детско-родительских отношений, чем матери девочек. Интересно также, что наибольшее количество корреляций в первой выборке имеет показатель «приспособление». Он положительно взаимосвязан с показателями «гиперпротекция», «потворствование потребностям ребенка» и отрицательно – с показателями «чрезмерность требований-обязанностей», «неустойчивость стиля воспитания». Очевидно, чем более матери мальчиков склонны к уступкам, согласию и принесению в жертву собственных интересов, чем более они готовы делать то, чего хочет сын, тем больше времени, сил и внимания они ему уделяют. Воспитание ребенка становится центральным делом их жизни. Они «балуют» его, воспринимают любое желание как закон, сводят семейные обязанности к минимуму и при этом бессознательно проецируют на сыновей свои ранее не реализованные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Обозначенные тенденции логично коррелируют и с неустойчивым стилем воспитания, резкими переходами от либеральности к строгости и наоборот. Другие значимые взаимосвязи показателей детско-родительских отношений дополняют обозначенные психологические эффекты следующим образом: чем более активно матери мальчиков проецируют на них собственные нежелательные качества, тем скорее не принимают ребенка мужского пола и тем более стремятся сформировать у него такие женские черты, как нежность, деликатность, опрятность и т.п. С другой стороны, чем более мать предпочитает в сыне мужские качества, тем менее она склонна к сверхавторитетному воздействию на него. Установлено также, что чем более муж безучастен в делах семьи, тем настойчивее мать вмешивается в мир ребенка, чем более она стремится развить его активность, тем больше требований предъявляет, а чем больше стремится преодолеть сопротивление сына, его волю, тем менее склонна к уклонению от конфликтов.
В выборке матерей девочек интересными, на наш взгляд, являются положительные взаимосвязи показателей «доминирование матери» – «уклонение от контакта с ребенком», «семейные конфликты» – «подавление сексуальности», показателя «гиперпротекция» с показателями «игнорирование потребностей ребенка» и «предпочтение мужских качеств», а также отрицательная корреляция показателей «гипопротекция» – «раздражительность, вспыльчивость». Очевидно, чем более матери девочек доминируют в семье (подчиняют себе родственников, властвуют над окружающими), тем больше они уклоняются от контактов с ребенком, который наблюдает, имитирует, а затем интернализирует (вбирает в себя) эти поведенческие паттерны матери. Соответственно, чем чаще в семье происходят конфликты (противоборство, столкновение противоположно направленных мотивов и взглядов), тем более матерями не только вводится в определенные рамки, регулируется и дифференцируется, но и откровенно подавляется актуальная сексуальность дочери. Установлено также, что чем больше времени, сил и внимания мать уделяет ребенку, воспринимая его воспитание как центральное дело своей жизни, тем более она игнорирует его собственные потребности (духовные, эмоциональные и др.) и тем более стремится развить в дочери мужские качества (независимость, деловитость, прагматизм, ориентация во-вне и т.п.). В то же время, чем более матери девочек склонны к гипопротекции, тем менее они эмоционально не сдержанны, раздражительны и вспыльчивы, поскольку у таких родителей ребенок отходит на второй план внимания, игнорируется. Интересна, на наш взгляд, и следующая тенденция – чем более матери девочек стремятся к расширению сферы родительских чувств, неосознанно стремясь, чтобы дочери стали чем-то большим, чем просто ребенком, чтобы за счет исключительной взаимной привязанности удовлетворили психологические проблемы матерей, тем более стремятся расположить их к себе за счет снижения запретов в отношении поведения, занятий и других контролируемых родителями сфер жизнедеятельности ребенка. Полученные данные могут быть интересны семейным психологам и другим специалистам в области детско-родительских отношений.
Библиографическая ссылка
Харламова Т.М. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КОМПОНЕНТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МАТЕРЕЙ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 380-381;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7164 (дата обращения: 21.12.2024).