В августе 1941 г. в Иран с целью организации военных поставок СССР от союзников по антигитлеровской коалиции были введены части Красной Армии [2]. Деятельность германской разведки была пресечена [3]. Это не только позволило организовать поставки по лендлизу, но и создать предпосылки для научного сотрудничества между СССР и Ираном.
На торжественной сессии Академии наук СССР в ноябре 1942 г., посвященной 25-летию Октябрьской революции, по предложению вице-президента Академии В. Волгина премьер-министр Ирана Али Форуги был единогласно избран почетным членом Академии наук СССР. 24 ноября 1942 г. советский посол в Тегеране А.А. Смирнов навестил премьер-министра, чтобы сообщить ему эту радостную новость.
За большие заслуги в развитии науки и помощи Ирану академик АН СССР Е.Н. Павловский был избран членом Иранской академии наук. А до этого ее членами стали советские востоковеды И.Ю. Крачковский, И.А. Орбели, А.А. Фрейман и Е.С. Бертельс.
По рекомендации вице-президента Академии наук СССР академика А.А. Байкова Иранской академии наук была передана почвенная карта Ирана. Она была копией с карты, составленной по заданию командования Среднеазиатского военного округа Почвенным институтом Академии наук СССР имени проф. В.В. Докучаева.
В конце 1943 г. с целью расширения научных связей и ознакомления иранской общественности с достижениями советской науки Всесоюзное общество по культурным связям (ВОКС) подобрало группу ученых, которых рекомендовалось направить в Иран в научную командировку. В этот список вошли востоковеды Е.С. Бертельс, И.Ю. Крачковский, И.А. Орбели, специалисты по истории России Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, В.И. Пичета [1].
Библиографическая ссылка
Оришев А.Б. СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ НАУЧНЫЕ СВЯЗИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С. 577-577;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7342 (дата обращения: 22.12.2024).