В современных условиях постоянно происходит изменение социального заказа подготовки специалистов. Результатом инноваций в научно-педагогической деятельности является многоуровневая система подготовки специалистов. Реализуемая в настоящее время в Дагестанском государственном педагогическом университете, в том числе на биолого-химическом факультете, многоуровневое высшее педагогическое образование дает возможность студенту приобрести фундаментальную образовательную подготовку. Вопреки сложившемуся за последние годы представлению, наука в России вполне востребована, а главная проблема – это правильная (современная) организация науки и в развитии национальной инновационной системы, обеспечивающей конкурентоспособность страны и способной отвечать на вызовы времени, что ознаменовало появление новой тенденции в экономике – ее регионализация. Одним из решающих факторов реализации концепции устойчивого развития регионов является приоритетное развитие системы образования с учетом региональных особенностей. Поэтому главным приоритетом образовательной политики, реализуемой нами, принята модель модернизации образования, направленная на сокращение существенных различий в уровне развития образовательных комплексов региона и России, ориентированную на формирование единого образовательного пространства с учетом международного аспекта развития.
Поведение вузов на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от общей социальной и экономической ситуации, характера и уровня развития рыночных отношений в стране. Однако во многом оно определяется спецификой того или иного регионального рынка. Российское образовательное пространство представлено в основном двумя моделями региональных рынков: олигополистической и монопольной. В Дагестане рынок образовательных услуг близок к модели олигополистической, на котором господствует пять государственных и множество негосударственных вузов. В рамках данной модели нами реализуется концепция сотрудничества с другими вузами и научными учреждениями региона с сохранением конкурентоспособности. В современных условиях постоянно происходит изменение социального заказа подготовки специалистов. Результатом инноваций в научно-педагогической деятельности является многоуровневая система подготовки специалистов, реализуемая в настоящее время в Дагестанском государственном педагогическом университете, в том числе на биолого-химическом факультете, которая дает возможность студенту приобрести фундаментальную образовательную подготовку. Особая роль в модернизации науки и образования отводится развитию учебно-научно-образовательных комплексов в составе вузов и академических институтов.
Научно-исследовательский институт общей и неорганической химии
НИИ общей и неорганической химии, на базе которой функционирует научно-педагогическая школа, – как структурное подразделение Даггоспедуниверситета – соединяет серьезность и глубину начального вузовского курса в рамках образовательной деятельности совместно с коллективом биолого-химического факультета с работой в творческих научных коллективах на старших курсах в научно-исследовательских лабораториях, тем самым, выпускник университета готовится к серьезной научной и педагогической деятельности
В НИИ три лаборатории: исследование многокомпонентных систем, термодинамика расплавов, автоматизация и моделирование процессов изучения сложных систем. Развиваются четыре основных научных направления: физико-химический анализ многокомпонентных систем, изучение термодинамических свойств солевых расплавов, разработка функциональных неорганических материалов, разработка методов прогнозирования, расчета и моделирования фазового комплекса, химических превращений и физико-химических свойств сложных систем.
В настоящее время в институте выполняются фундаментальные исследования по следующим проблемам физико-химического анализа:
• внедрение методов объемного моделирования и компьютерной алгебры (геометрии) в процессы изучения топологии, химических превращений, диаграмм состав-свойство МКС с целью автоматизации процессов и снижения до минимума затрат труда и времени на их исследование;
• формирование экспертной системы, позволяющей осуществлять разработку с использованием автоматизированного рабочего места химика-исследователя;
• поиска разнообразных композиций с регламентируемыми свойствами, применяемых как фазопереходные теплоаккумулирующие материалы, электролиты химических источников тока, неорганические оксидные бронзы, флюсы для сварки металлов и сплавов;
• разработка научных основ переработки и комплексного использования природного сырья на основе исследования химического и минералогического состава солей Северо – Кавказского региона;
• разработка и широкое внедрение тепло – и хладоаккумулирующих модулей в различные системы теплоснабжения на базе возобновляемых источников энергии, что позволит значительно сэкономить ископаемое органическое топливо, цена на которое в последние годы растёт непрерывно, а также улучшить экологическую обстановку в городах Северо-Кавказского региона.
Непрерывное образование
Признание России страной с рыночной экономикой предполагает в качестве следующего шага укрепление ее позиции в мировом сообществе через вступление во Всемирную торговую организацию. Все это предъявляет высокие требования к нашей системе профессионального образования, к развитию науки и технологии, к качеству подготовки специалистов высшей квалификации.
С учетом нарастающих процессов глобализации одним из определяющих факторов экономического развития становится современный критерий ценностей, основанный на профессиональной мобильности специалистов.
Именно человек компетентный, способный ориентироваться в возможных вариантах развития той или иной ситуации, имеющий гибко и творчески подходить к решению проблемы, – вот социальный заказ на сегодняшний день для системы профессионального образования вообще и для высшей школы, занимающейся, прежде всего подготовкой, переподготовкой и перепрофилированием научных и научно – педагогических кадров.
Хорошей идее гарантирована долгая жизнь. Иногда ей даже суждена вторая молодость. В XXI веке вновь оказалась востребованной идея непрерывного образования, реализуемая нами в течение многих лет.
Сегодня средний возраст российских исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук- 53 года, докторов- 61 год. При этом власть заявляет, что основой экономического благополучия страны должны стать высокие технологии. А значит, требуются скорейшие меры по сохранению и воспроизводству научных кадров, пока – в силу естественных причин – окончательно не утрачена преемственность поколений. Опыт показывает: трудно придумать что-либо лучше системы непрерывного образования, интегрированного с наукой, которая позволяет из одаренного школьника вырастить талантливого кандидата наук. Эффективность подобной системы, как говорится, проверена временем в научно-педагогической школе профессора Гасаналиева А.М. она успешно работает более 30 лет.
Несмотря на все трудности, нам удалось сохранить и приумножить цепочку подготовки молодых ученых: физико-химический лицей – биолого-химический факультет Даггоспедуниверситета (БХФ ДГПУ) – НИИ общей и неорганической химии при Даггоспедуниверситете. на факультете и в Институте функционируют все ступени химического образования: бакалавриат (курсовая работа) – специалитет (дипломная работа) – магистратура (магистерская диссертация) – аспирантура (кандидатская диссертация) – докторантура (докторская диссертация).
На базе института работает научно-педагогическая школа, где еженедельно проводятся семинары по проблемам физико-химического анализа, химии сложных систем и неорганического материаловедения, которые посещают и обмениваются опытом дипломники, магистранты, аспиранты, соискатели, докторанты, а также заинтересованные научные работники Северо-Кавказского региона и городов России. Студент имеет возможность пройти весь путь научного и образовательного процессов в стенах данного учебно-научно-образовательного комплекса.
Так сложилась достаточно стройная и эффективная система управления и контроля качества образования. Определенные усилия предпринимаются по внедрению новой идеологии образования, направленной на создание системы личностно-ориентированного обучения, создания правильных целевых установок по гумманитаризации и фундаментализации изучения всех дисциплин. Достигнуты успехи и в области интеграции учебного процесса и научных исследований, целью которой является самообеспечение развиваемой нами научно-исследовательской работы. Коллектив прилагает серьезные усилия по обновлению технологии образовательного процесса на основе ценностей личностно-ориентированного обучения осуществляемые с использованием новаций: опорные конспекты, ролевые игры, тестирование и других форм активации познавательной деятельности студентов. Ученые-педагоги работают над созданием механизмов мотивации учения и совершенствованием самостоятельной работы студентов путем перехода на выполнение заданий творческого характера по предметам.
Поиск путей повышения общенаучного уровня подготовки выпускников, приведение его в соответствие с социально-экономическими потребностями развивающегося общества – это главная, стержневая научно-методическая идея, которая на протяжении последних десятилетий прочно владеет умами всего профессорско-преподавательского состава.
За эти годы нами были испытаны многие пути решения указанных проблем:
– всеобщее обновление содержания педагогического и биолого-химического образования;
– введение углубленного изучения отдельных дисциплин, циклов или блока в форме спецкурсов, которые учитывают и региональный компонент;
– создание специальных научных кружков, семинаров, проблемных групп и спецкурсов при кафедрах факультета и в лабораториях института;
– соединение общепедагогической и профессиональной подготовки студентов на факультете и институте со школьным образованием в рамках педпрактики и др.
Проводимые изменения по формам и содержанию образования нами сводились не только к увеличению емкости учебных программ за счет прироста массы и объема предметных знаний, но и заметному повышению научного уровня их изложения.
Высокий уровень научной строгости изложения учебного материала не в ущерб его доступности позволяет студентам достаточно свободно усваивать обновленные курсы. Студенты активно участвуют в НИР по тематике региональной тематике.
Наиболее широкая и всеохватывающая модернизация содержания вузовского образования на факультете, осуществлена на 1-2 курса при прохождении общепедагогического блока дисциплин. Этому важному событию в образовательном процессе предшествовал период глубокого анализа всей деятельности факультета по формированию многоступенчатой системы обучения, уровня подготовки выпускников, методики работы ряда видных представителей профессорско-преподавательского состава кафедр факультета.
Такое широкое всеохватывающее обновление содержания образования с привлечением к ее практической реализации и в качестве авторов программ и пособий опытных преподавателей и фундаментальных ученых способствовало скорейшему решению вопросов модернизации обучения. В процессе обновления содержания образования нами существенно повышен идейный уровень преподавания основ наук, особенно общепедагогических и дисциплин профессиональной подготовки. В этих целях профессорско-преподавательским коллективом расширяется использование «дедуктивного подхода» изложения учебного материала.
По замыслу идеологов и разработчиков реформы новое содержание образования должно привести к повышению эффективности учебного процесса в Вузе, улучшению условий для интеллектуального развития студентов и росту уровня педагогической и профессиональной подготовки.
Соблюдение принципа, что учебный процесс со всеми его компонентами – это единая, целостная взаимосвязанная система, то чрезмерное увеличение роли одного из его компонентов – объема и уровня научности изложения содержания теории и практики с неизбежностью затронуло и все другие составляющие учебного процесса: содержание и структура лекций и лабораторно-практических занятий, господствующие методы и приемы обучения, формы организации учебной деятельности студентов, текущего и итогового учета их знаний и др., что привело к нарушению (оптимальных) пропорций в распределении объемов времени часов, выделяемого на изучение теории и на практическое применение полученных знаний в процессе разнообразной учебной и педагогической деятельности. В результате усвоение усложненного теоретического материала идет за счет ослабления в целом практической направленности обучения.
В ходе обновления содержания образования получили развитие и широкое распространение на всех этапах обучения различные устные и письменные формы работы со студентами: тесты, демонстрации, схемы, наглядные пособия, в подготовке и проведении которых обучают и самих студентов, для чего они получают задания на внеурочный период с последующей проверкой во время консультации.
В процессе освоения нового содержания образования в нем выявились следующие противоречия: с одной стороны – провозглашение более широкого использования дедуктивного метода изложения учебного материала, что предполагает формирование навыков дедуктивного способа умозаключения, а с другой – сокращение времени на решение задачи и выполнение лабораторного эксперимента (особенно естественному циклу дисциплин), которые и приучают к дедуктивному мышлению, что заметно снижает обучающую и развивающую функции различных форм обучения, их дидактическую ценность.
Повышение научного уровня курсов основ наук нами сопровождались ее методической обработкой в процессе педагогического эксперимента, что привело к достижению принципа доступности обучения, повышению интереса к предмету, т.е. к работе во внеурочное время. Сказанное выше повышает в целом эффективность учебного процесса, положительно влияет на глубину и осознанность овладения учебным материалом, умения и навыки применять его на практике. Разгрузка программ и учебников от усложненного и второстепенного материала дифференцируется от предмета к предмету и из курса в курс, что привело к существенной модернизации всего содержания.
Качество обучения студентов, как и успех организации всего учебного процесса на факультете, определяют четыре его основных компонента: преподаватель, студент, учебник, занятие. Поэтому, при введении образовательного процесса мы руководствуемся следующими требованиями или принципами: преподавателю необходимо быть высококвалифицированным профессионалом не только в конкретной научной области знаний, но и в педагогике и методике т.к., правильная организация учебного процесса и реализация целей и задач обучения зависеть от него в первую очередь.
Проектирование образовательных сред нами осуществлялось на основе концепции дифференциации образовательного процесса, которая обеспечивается высокой гибкостью образовательной среды, широким спектром возможностей для студентов заниматься развивающей деятельностью, связанной с удовлетворением своих интересов и склонностей (проблемные группы, научные кружки, научные семинары, спецкурсы). Другой способ интенсификации учебного процесса основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала, это так называемая обогащенная программа обучения.
Основная цель такой дифференциации, на наш взгляд, – это создание развивающейся образовательной среды, создаваемой преподавателями, студентами, кафедрами, директоратом и деканатом в процессе изучения всех предметов, способствующей росту интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованных учебно-научных процессов; – объединяющей в себе новое содержание образования, инновации в его организации, методах, новые технологии обучения; – обеспечивающей формирование у каждого студента не только глубоких знаний умений и навыков, но и, прежде всего, интеллектуальных способностей, развитие творческого потенциала, способности реализовать себя в сфере педагогической и научной деятельности.
С этой целью нами ведется создание новых учебных, методических и научных пособий, с использованием которых студенты могут получать знания определенной области науки в процессе четко продуманной системы исследовательских заданий и самостоятельное выполнении их с последующим анализом с преподавателем – предметником.
Систематический и протяженный во времени мониторинг качества обучения, проводимый нами, позволяет:
– установить причину и величины несоответствия результатов целям, являющихся уровнем усвоения знаний и характеризующих способы учебно-научной деятельности;
– объективно оценить профессиональную и педагогическую деятельность преподавателя, материально-техническое обеспечение учебных занятий и научных исследований;
– анализировать процесс организации учебной и научной работы, их планирование и методику управления.
Результаты мониторинга обучения, отражая готовность к определенной деятельности, предстают в двух категориях: как стандарт и как реальные учебно-научные достижения.
Такая, единая система является залогом подготовки специалиста очень высокой квалификации. Мы поэтапно отбираем лучших ребят по результатам олимпиад и самых способных зачисляем в физико-химический лицей, после окончаниякоторой лучшие поступают на БХФ ДГПУ. по мере обучения на факультете, студентов приобщаем поэтапно к работе в студенческих научных кружках (СНС) (1-4 курсы – бакалавриат) и проблемных группах (ПГ) (3-6 курсы). В результате поисковой и познавательной деятельности на 3-4 курсах они выполняют курсовые работы. Тематика их соответствует основным направлениям УИРС и НИРС кафедры химии и НИИ ОНХ. на 4 курсе по итогам работы в СНС и ПГ лучшие на конкурсной основе продолжают учебу в магистратуре (5-6 курсах) и работают над магистерскими диссертациями, остальные выполняют дипломные проекты (5-курс – специалитет). Начиная с 4 курса, студенты работают на экспериментальном оборудовании в лабораториях института, а подготовка магистров ведется фактически в НИИ. Получив диплом наиболее способные поступают в аспирантуру. После стажа работы в системе вуза и научных организаций желающие имеют возможность выполнят докторские диссертации, при этом обязательным условием зачисления в докторантуру является наличие регулярных публикаций в реферируемых журналах, как основное условие активной научной деятельности в период после защиты кандидатской диссертации.
В настоящее время по очно-заочной форме в НПШ обучаются 17 аспирантов, 2 докторанта, 4 магистранта, 6 дипломников, в том числе 8 человек из других регионов и 3 человека с других вузов Республики Дагестан, которые выполняют фундаментальные и прикладные исследования по специальностям «неорганическая химия» и «физическая химия».
Получается, что с помощью системы непрерывного образования успешно готовятся кадры не только для Республики Дагестан, но и для Республик Северо-Кавказского региона.
Благодаря такой системе в НИИ случайные люди не попадают, к нам идут подготовленные, мотивированные выпускники и имеющие опыт работы по специальности в школе, вузах и научных организациях. Из числа подготовленных нами кандидатов и докторов наук 40% -это выпускники биолого – химического факультета ДГПУ, 25% – других вузов Республики Дагестан и 35% – выпускники и научно-педагогические работники из других регионов России. в том числе и из вузов Чеченской республики. В настоящее время все аспиранты, обучающиеся по очной форме, выпускники нашей магистратуры. Они в течение 2-2,5 лет завершают экспериментальную работу по кандидатской диссертации, что является результатом их хорошей подготовки в период обучения в магистратуре, которые, будучи студентами, освоили большую часть специальных дисциплин и имеют опыт работы на экспериментальных установках. Правда, выпускникам из других вузов сначала приходится трудно, но они быстро втягиваются в специфику работы НПШ.
Главным конкурентом в борьбе за молодые кадры для науки и образования в последние годы стала не зарубежная наука, а свой же отечественный бизнес. для выпускников университета открываются ошеломляющие перспективы на рыночной ниве. При грамотном управлении развитие фундаментальной науки, создание высоких технологий, поддержка и развитие системы непрерывного образования могут вылиться в успешный коммерческий проект, полезный и участникам, и стране.
Библиографическая ссылка
Гаматаева Б.Ю., Хасбулатова З.С., Гасаналиев А.М., Алихаджиева Б.С. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 358-362;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7374 (дата обращения: 21.11.2024).