Коррупция – (лат.«сorruptio») – подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц с целью личного обогащения.
Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться к себе доброго расположения, добиться решения вопроса, ускорить его решение.
Коррупция-многоглавое чудовище. Секрет в том, что здесь мы имеем особо прочный сплав преступника и самого государства в лице его представителей, в том числе, тот еще более страшно, работников правоохранительных органов, призванных бороться с коррупцией. Мы можем только создавать видимость борьбы, издавать приказы и указы, делать десятки умных предложений и решений, даже принимать отдельные законы. Но если само государство в лице его должностных лиц высшего и самого высшего Эшелона не решится реально на бескомпромиссные шаги, все потуги напрасны»- писал Е. Каиржанов [1].
В резолюции 44-й Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1999 г. «О международном сотрудничество в борьбе с организованной преступностью» отмечается, что именно «деловые» взаимоотношения аферистов-дельцов «черного» бизнеса, престижных групп отдельных государств современного мира основываются на «неписаных законах» коррупции. на Ассамблее было определено, что коррупция-«злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением» [2].
Коррупция имеет место в общественной жизни всего мира с давних времен.
Этой болезнью были поражены такие развитые страны, как Индия, Китай, Афины, далее древняя Русь. Одно из первых известных в истории законодательных ограничений для региона, на котором сейчас находятся страны СНГ, принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный в первые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
Создания правовой и организационной базы борьбы с коррупцией на посоветском пространстве, Казахстан держит пальму первенства. С этой целью были приняты законы «О борьбе с коррупцией», «О национальной безопасности», «О государственной службе». Принят кодекс чести государственных служащих. Создана постоянно действующая Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией, определен уполномоченный Орган – Агенство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Главой государства подписан Закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции».
Присоединившись к Конвенции ООН против коррупции, Казахстан вошел в систему международного сотрудничества, что значительно расширило возможности в розыске, выдаче лиц, скрывшихся от уголовного преследования за границей.
Вопросу борьбы с коррупцией в каждом своем выступлении уделяет Президент нашего государства Н.А.Назарбаев. В своем Послании народу Казахстан от 14 декабря 2012 года Президент Республики Казахстан отметил, что «предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого провозглашенными мной сегодня принципами, служение народу и государству превыше всего.
Мы должны качественно улучшить кадровый состав государственной службы через введение усовершенствованных методик отбора и профессиональной подготовки.
Прежде всего, будет реформирован государственный аппарат. Мной подписан Закон о новой системе госслужбы. Он обеспечивает усиление антикоррупционных мер, повышение прозрачности отбора госслужащих, внедрение принципа меритократии, то есть продвижения лучших кадров» [3].
«Кадровое обеспечение любой программы или проекта имеет решающее, оно многопланово и многоаспектно. В конце концов, хотя это банально, не деньги, а кадры решают все.
Вопрос может быть поставлен просто: откуда берутся такие лица, что влияют на возникновение коррупции, наконец, такие могут быть пути-заслоны ей?
Ответ на вопрос-триаду может быть обнаружен лищь в рамках обьекта в недрах которого возникают и исчезают причины зла. В более широком смысле здесь речь должна идти об отряде людей, которые призваны строить «правовое государство». А это в первую очередь работники государственной службы, в том числе и государственных правоохранительных органов. А там немало нарушений и злоупотреблений, сколько представителей исполнительной ветви власти, даже министры оказались преступниками, расхитителями, но они уходят от ответственности, их уводять».
Коррупция имеет много форм. Мне бы хотелось внести одно очень важное уточнения. Обычно коррупция понимают (и в теории и на практике) лишь с одной стороны-корыстно-имущественной. Но нет же! В наших условиях коррупция дает себе знать в формах кумовства, сватовства, землячества (в узком его понимании села, района, области, края...) и в форме принадлежности к тому или иному родственному поколению- «Ру» (Руство). «Другими словами, коррупция ориентируется на свои кадры» [4].
В одном Послании Президента страны народу Казахстан было сказано: «В числе наших пассивов следует отнести недостаточно подготовленное и плохо организованное управление. Сегодня решение многих проблем упирается в этот фактор, и его быстро не преодолеть. Пока у нас крайне мало людей, способных на высокопрофессиональном уровне, патриотично и честно решать стратегические задачи. Привычки к вмешательству во все дела, ведомственность, серость безъинициативность, неадекватное и многоступенчатое построение, коррупция-вот тот далеко неполный букет «качеств» нашей бюрократии» [5].
Говоря о международном опыте борьбы с коррупцией, следует отметить, что наименее подверженными коррупции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно: Сингапур, Малайзия, Новая Зеландия, а также Австралия.
В первую очередь-формирование системы высокопрофессиональной государственной службы, которая пользуется большим авторетитом и является высокоплачиваемой; персонифицированность ответственности министров перед Правительством; деятельность госслужащих, а это все работники государственного сектора экономики, основана на индивидуальных планах; отсутствия такого понятия, как лимит штатной численности, реестр должностей (Новая Зеландия): сокращение численности госслужащих: создание новой системы предоставления услуг (Австралия); дефиринцированный подход к наказанию за взятку по схеме; нужда, жадность и возможность, когда выясняются возможности чиновника и мотив (Малайзия). Наказание в Малайзии-не столько мера для самого наказуемого, сколько урок для других; в Сингапуре применяются рыночные методы при начислении заработной платы министрам и чиновникам перед Правительством; сократить штат чиновников и повысить заработную плату за счет сокрашенных единиц , при этом размер заработной платы менять с учетом экномического спада или роста.
Коррупция должна быть признана в обществе как один из видов опасного антиобщественного поведения.
Как отмечает д.ю.н А.А. Исаев: «Активно должны подключатся к борьбе с коррупцией и политические партии, которые должны использовать факты коррупции не для политической борьбы с другими партиями, а консолидировать свой лекторат на решение общегосударственных проблем борьбы с коррупцией. То есть, борьба с коррупцией должна быть заботой не только партии «Нур Отан», но и других и политических лидеров, способных повести за собой массы в борьбе с коррупцией, чтобы их личная безупречность создавала новый моральный климат в обществе» [6].
Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает активизация работы антикоррупционных общественных организаций и политических партий, в частности народно-демократической партии «Нур Отан» которые плодотворно участвуют в законо-творческой деятельности, воспитании патриотических чувств населения.
Одним из действенных механизмов привлечения общества для предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений и антикриминальной безопасности является Постановление Правительства от 05 сентября 2012 года, которое регулирует вопрос о том, что за информацию о коррупции в государственных ведомствах рядовые граждане будут вознаграждены материально. Ранее существовавшая практика ограничивалась вручением грамоты гражданам за информацию о взятке. Тепер же, если оперативные работники и суд подтвердят информацию , то заявитель получит гонорар. От размера взятки сумма премий варьирует от 48 до 160 тыс. тенге [7].
Необходимо создание нового поколения работников правоохранительных органов государства, имеющих устойчивый иммунитет невосприятия незаконного (неправомерного) корыстолюбия, безупречной преданности интересам службы и подчинению и служению только закону.
Проблему кадрового обеспечения борьбы с коррупцией необходимо решить и через систему специального образования и научно-исследовательских поисков.
Необходимо изучать и перенимать опыт передовых стран мира. У Казахстана есть возможность улучшать на примере международного опыта законодательную базу в борьбе с коррупцией и есть примеры применения международного опыта в борьбе с таким социальным злом, как коррупция.
Библиографическая ссылка
Бердыгужин Л.Б., Шаяхметова Ж.Б., Ергалиева К.С., Асилов К., Таштанов Ж. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 365-367;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7376 (дата обращения: 21.11.2024).