Модернизация российской высшей школы привела к новому пониманию образовательных результатов, а, следовательно, необходимости кардинального пересмотра базовых процессов высшего профессионального образования – образовательных, исследовательских и пр. Одним из вариантов системных изменений университетов, был предложенный Министерством образования и науки проект «5 – 100», цель которого к 2020 году обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов (согласно данных рейтинга QS World University Rankings). Согласно результатам экспертизы, на сегодняшний день, 14 университетов, ставших победителями конкурсного отбора, получают субсидию Минобрнауки России, которая расходуется на повышение конкурентоспособности вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. для нас представляет интерес оценка деятельности национальных исследовательских университетов с точки зрения международного признания, а так же используемые управленческие механизмы при достижении заданных целей.
В качестве базовой исследовательской процедуры была использована технология педагогического мониторинга – высокая гуманитарная технология, позволяющая фиксировать такие образовательные результаты, которые говорят о новом качестве образования и дает возможность оценивать эффективность инновационных изменений [1]. для оценки информации, касающейся международного признания были выделены показатели связанные с информацией об иностранных студентах, разработкой и реализацией международных научных и образовательных программ, а так же информация, касающаяся зарубежных преподавателей [2]. Материалы для мониторинга были получены из отчетов по реализации программы повышения конкурентноспособности вузов, а также, информации, размещаемой в открытом доступе на сайтах университетов [3, 4, 5].
Отмечается рост количества различных образовательных программ в вузах. Основной упор делается на программы двойного диплома, обменов и стажировок. Кроме того, большинство вузов параллельно с запускаемыми совместными международными программами начинают реализацию проектов (грантов) по поддержке иностранных студентов. Внутри вузов так же происходит разработка новых образовательных программ: прикладного бакалавриата, повышения квалификации и пр.
Ведущие исследовательские университеты выделяют работу с иностранными студентами как отдельное, очень важное направление своей деятельности. Особого внимания заслуживают студенты из Японии, Китая и Вьетнама. Особенность языкового восприятия, ментальности и других культурных особенностей создают ряд трудностей для организации полноценного учебного процесса. Многие университеты отмечают данные факты, однако редко раскрываются вопросы психолого-педагогического сопровождения таких студентов. Интересен опыт ДВФУ, по организации работы с иностранными студентами в направлении адаптации учебных материалов. Выявляются и систематизируются трудности и проблемы изучения предметов. В качестве респондентов выступают бакалавры, магистры и аспиранты.
В ряде университетов (ДВФУ, НГУ и пр.) систематизирована работа по приглашению иностранных специалистов для чтения лекций, семинаров и круглых столов. В университетах разработана единая программа, в рамках которой проходит приглашение специалистов. Особое внимание обращается на роль лектора в мировом научном пространстве, его значимости и пр. показатели, которые могут иметь значение по повышению индекса научного цитирования у преподавателей университетов или привлечению иностранных студентов для обучения и научно-исследовательской работы.
Основываясь на материалах мониторинга, была проявлена тенденция в направлении институализации международных связей – конкретизация заключаемых договорных отношений. Заключаемые договорные отношения стали носить более определенный характер – подготовка специалистов, открытие исследовательских центров, совместная реализация образовательных программ. Кроме того, в рамках реализации международного сотрудничества увеличивается количество международных мероприятий, организуемых на базе ведущих университетов с приглашением широкого круга экспертов международного уровня.
Таким образом, в организации деятельности ведущих исследовательских университетов в направлении международного взаимодействия используются следующие управленческие механизмы:
1. Организация мероприятий за рубежом. Значительных результатов в этом достиг МГУ. Зарубежные мероприятия с приглашением широкого круга экспертов проводятся в Германии, Греции и др. странах.
2. Организация экспозиций университетов на зарубежных выставках. Целью участия в выставочной деятельности является информирование самого широкого круга заинтересованных иностранцев о вузе, направлениях его деятельности и научных достижениях. Университеты принимают участие в зарубежных выставках как в составе делегаций от Минобрнауки или других организаций, так и самостоятельно. Необходимо отметить, что кроме выставочной экспозиции вузы готовят и принимают участие в конкурсах, где, судя по оценкам экспертной и конкурсной комиссии, занимают достаточно высокие места.
3. Привлечение иностранных студентов и аспирантов к прохождению летних стажировок в университетах. Разрабатываются специальные программы (образовательные, стипендиальные и пр.) которые позволяют создать специальные условия для иностранных студентов и аспирантов по успешному прохождению практики.
Увеличилось количество образовательных программ в университетах, которые ориентированы на целевую группу – иностранные студенты, аспиранты, преподаватели. Вузы рассматривают несколько механизмов для реализации этого направления: программа двойных дипломов; дистанционные образовательные программы и совместные образовательные программы.
Библиографическая ссылка
Абакумова Н.Н. ГОТОВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ К ВХОЖДЕНИЮ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 380-381;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7384 (дата обращения: 03.12.2024).