В процессе изучения нормальной физиологии студенты должны не только усвоить установленную систему научных и правовых знаний, но и развивать свои познавательные способности, стремиться к саморазвитию, овладеть определенными практическими и коммуникативными навыками. Эти задачи можно успешно решать путем использования интерактивного метода, через технологию игровых форм обучения [1,2].
Занятие на тему «Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)» проходит в виде ролевой игры-викторины «Пищеварительный конвейер» [3], позволяющей решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска. Реквизиты: Карточки с названиями ферментов, гастроинтестинальных гормонов (ГИГ), биологически активных веществ (БАВ). Разноцветные кубики, имитирующие белки, углеводы, жиры. Цель и задачи игры: Открытие производственного комплекса «Пищеварительный конвейер». В игре принимают участие все студенты группы, между которыми распределяются роли «ответственных» за процессы пищеварения в различных отделах ЖКТ. Задача «ответственных» студентов: выбрав соответствующие определенному отделу ЖКТ кубики, карточки с названиями ферментов, ГИГ, БАВ, рассказать обо всех технологических процессах пищеварения в этом отделе. При неполном ответе другие студенты имеют возможность откорректировать ответ студента [3].
Современные студенты – это активные пользователи цифровых технологий и Интернета. Это обуславливает потребность в использовании инновационных методик электронного обучения. Компьютерные учебно-деловые игры должны рассматриваться как часть электронных образовательных ресурсов, улучшающих интерактивный характер диалога между обучаемым студентом и обучающей средой, творческой созидательности в деятельности обучаемого [4,5]. При изучении вопросов, касающихся сложных многоэтапных механизмов осуществления процессов, как механизм мышечного сокращения, механизм мочеобразования и других, студенты решают ряд мультимедийных интерактивных задач по данным темам, используя компьютерную программу «Mediapak». Так, студентам даются задания: собрать (окрасить) компоненты нефрона; установить (анимировать) очередность процессов мочеобразования; установить соответствие этапами мочеобразования и рисунками данных этапов и т.д. Правильное решение интерактивной задачи сопровождается аплодисментами, запрограммированными в игре и вызывающими у студента положительные переживания, эмоции. Благодаря игре, усиливается эффект эмоционально-психологического восприятия изучаемого материала
На занятии на тему «Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизм образования тонов сердца. Электрокардиография» при использовании компьютерной программы «Heart sounds» студенты имеют возможность на экранах монитора просмотреть сердечный цикл, прослушать тоны сердца, при использовании программы «Interactive electrocardiography» у студентов появляется возможность виртуально освоить метод нааложения всех 12-ти отведений, освоить некоторые элементы анализа ЭКГ (определение длительности зубцов, сегментов, интервалов, подсчет ЧСС и др.).
В учебный процесс введена заимствованная компьютерная программа «Physiology simulators», включающая 8 разделов, которые содержат 31 модель физиологических экспериментов. Возможностями данной программы являются: использование на английском, русском языках; использование в качестве альтернативы опытам на животных на практических занятиях по различным функциональным системам: нервной, эндокринной, кровообращения, дыхания, пищеварительной и др., виртуальное выполнение эксперимента без нанесения ущерба для здоровья животным; наблюдение за результатами практической работы при изменении различных параметров эксперимента и др. Помимо экспериментов на животных в данной программе имеются методы, позволяющие освоить и практические навыки: измерение артериального давления у человека, регистрация спирограммы.
Таким образом, использование интерактивных методов, ролевых игр, компьютерных обучающих программ, видеофильмов при проведении занятий развивают творческие способности, создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов. Все это, в конечном счете, способствуя формированию у студентов когнитивной, операциональной (измерение артериального давления, ЭКГ, спирография), коммуникативной, правовой компетенций, активизирует стремление студентов к самообразованию, самосовершенствованию. Используемые мультимедийные игры на английском языке: «Biological membranes», «Muscle contraction», «Urine formation mechanism», «Heart sounds», «Interactive electrocardiography», «Physiology simulators» побуждают студентов обратиться к словарям, учебникам на английском языке, что дает возможность студентам как улучшить знания английского языка, так и ознакомиться с новой международной физиологической терминологией.
Библиографическая ссылка
Байжанова Н.С., Рослякова Е.М., Хасенова К. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ-2» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 383-385;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7386 (дата обращения: 03.12.2024).