Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ

Задумина Н.А. 1 Тимофеева Н.В. 1 Ярославцева Н.А. 2 Ярославцев А.С. 3
1 ГБОУ Астраханской области «Астраханский технический лицей»
2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 66»
3 Астраханский государственный медицинский университет
1. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984.
2. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т). – 2007 – № 11. – С.35−37.
3. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита» / В.Г. Маранцман // Литература в школе. - 2002. - № 7. – С. 23−27.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. – М.: Педагогика,1972.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика,1975.
4. Проблемное преподавание литературы в школе: пособие для учителей / Т.Ф. Курдюмова, Ч.С. Збарский, В.П. Пошнина и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 1985.
5. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. Изд.2-ое, испр. и доп. / З.Я.Рез. – М.: Просвещение,1985.
6. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – № 27. ФГОС.
7. www.pedsovet.org.ru.
8. school3tosno.narod.ru.

Высокое качество образования, целеустремлённость, творческое мышление, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе – это необходимые требования, предъявляемые человеку современной жизнью. Именно в школе закладывается фундамент будущего учеников, поэтому требования к образованию сегодня претерпевают качественные изменения.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением и тоже готовится работать в условиях ФГОС. Хотя цели и содержание образования претерпели серьезные изменения, появились новые средства и технологии обучения, но урок остаётся главной формой организации учебного процесса. А чтобы реализовать требования, предъявляемые временем, урок должен стать новым, современным!

Системно-деятельностный подход в обучении школьников заставляет учителя перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Ученик не должен пассивно усваивать готовые истины, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать школьников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Научить учиться – главный принцип деятельностного подхода. В гуманитарной образовательной области приоритетным является формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации, в первую очередь при изучении литературы.

Результативность урока во многом зависит от того, насколько учитель владеет технологией диалога, умеет эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Эффективность урока будет достигнута, если будут целесообразно использованы разнообразные формы его проведения (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.).

Например, наибольший интерес у учащихся основной ступени обучения (7-8 кл.). вызывает такая форма урока, как урок-концерт. Так, при изучении творчества И.А. Крылова были инсценированы наиболее известные басни. Ребята, разделившись на группы, решали различные творческие задачи: одни готовили костюмы, декорации, другие подбирали музыкальное оформление, третьи выступали в роли актеров, четвертые выполняли работу видеооператоров и фотографов. Такой вид деятельности позволил проявить творческие способности учащихся, усилил эмоциональную сторону восприятия художественного текста, дал возможность осуществить метапредметный подход в обучении , организовать самостоятельную познавательную работу.

Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в процессе решения проблем урока наполняет его новым смыслом. Необходимо уходить от репродуктивного подхода в обучении, создавать условия для самостоятельной деятельности школьников на уроке. В результате учащиеся приобретут умение решать проблемы, а также информационную компетентность при работе с текстом на уроках литературы.

Деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно- ориентированный подходы к изучению литературы, предполагающие развитие личности учащегося, его коммуникативных и творческих способностей, реализуются в ходе современного урока, одной из составляющих которого является проблемное обучение. Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и осмысление процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика, развитие его творческих способностей. Также проблемное обучение способствует привлечению внимания учащихся, активизирует их мыслительные способности и формирует положительную мотивацию в обучении. Особый интерес учащихся при изучении произведений художественной литературы вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской Проблемная ситуация- это такая ситуация, при которой ученик хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, знаний и он должен сам их искать.

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию на уроке, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.(1, с.320)

Проблемное преподавание пробуждает интерес к литературе как к науке, вызывает у учеников потребность в анализе прочитанного.

В проблемном обучении находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей учеников, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. для того чтобы проблемный вопрос развивался в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов.

Интересен проблемный подход к анализу романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита», предлагаемый литературоведом В.Г. Маранцманом. Вопрос « Почему Воланд лишь свидетель, а не участник событий ершалаимских глав?» ведет к созданию проблемной ситуации, концентрирующейся вокруг дилеммы: « Всевластно ли зло? « И, стараясь ответить на центральный вопрос урока, ученики по собственному выбору объединяются в группы, ведя работу по следующим вопросам и заданиям.

Одна группа работает над материалом, связанным с Понтием Пилатом.

1. Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предает его казни?

2. Как изменился Пилат после казни Иешуа? В чем выразилось его раскаяние?

3. Как гроза меняет жизнь Понтия Пилата и Мастера?

Другая группа обдумывает судьбу Иуды из Кириафа.

1. Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М. Булгакова?

Третья группа размышляет над вопросами, связанными с образами Иешуа и Левия Матвея.

1. Почему Иешуа отказался выпить перед смертью напиток, который мог облегчить страдания, и сказал, «что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»?

2. Почему Булгаков изображает казнь в восприятии Левия Матвея?

3. Почему Левий проклинает Бога и отказывается от благодеяний Пилата?

4. Почему Иешуа никого не винит в своей смерти и утешает Пилата в мире духов?

Затем, когда группы готовы к ответам, выводы обсуждаются всем классом и учитель вносит в них свои дополнения, сопоставляет освещение ершалаимских и московских глав в романе, грозу в Ершалаиме и Москве. После всего сказанного, заканчивая свой урок, он задает снова вопрос: « Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира?» И предлагает ученикам выполнить на выбор одно из предложенных заданий, тем самым закрепляя и усваивая суть произведения:

1. Почему Иван Бездомный из бесталанного поэта превратился в ученика Мастера? Какова цена прозрения Ивана Бездомного?

2. Какие ошибки или преступления и во имя чего совершила Маргарита?

3. Справедлив ли приговор Левия Матвея Мастеру: « Он не заслужил света, он заслужил покой»? Исполнен ли приговор? [3, с.26- 27 ]

Таким образом, на уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического решения.

2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.

3. В изучении литературы эмоциональная деятельность учащихся играет столь же значительную роль, как интеллектуальная, ибо художественное произведение требует сопереживания. Исключительно рациональное (« головное») разрешение проблемных ситуаций обедняет восприятие и отделяет учеников от искусства. Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и воображение учеников [5,с. 112].

Уроки литературы, проведенные нами на основе методических рекомендаций В. Г.Маранцмана, положительно повлияли на развитие интереса к предмету, на активность учащихся, а также на их предпочтения по отношению к типам учебных заданий.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проблемное обучение имеет место быть на современных уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учеников.

Очевидно, что в свете новых требований к образовательному процессу роль уроков литературы в школе сегодня становится особо значимой, а учитель должен быть проводником в мире информации. Его задача – не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок, дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

И не стоит забывать, что образовательная система любой страны – эта одна из составляющих ее успешного будущего


Библиографическая ссылка

Задумина Н.А., Тимофеева Н.В., Ярославцева Н.А., Ярославцев А.С. ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 385-388;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7388 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674