Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА

Рослякова Е.М. 1 Бисерова А.Г. 1 Шайхынбекова Р.М. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
2. Краевский В.В. Методология педагогической науки.- М.,2006.
3. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Методы и формы обучения. Вып. 1. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. – Ч.3. – 71 с.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме качества подготовки специалистов с высшим образованием. Особенно актуально это в связи с осознанием разрыва между процессом подготовки специалистов и теми требованиями, которые предъявляются к нему на рабочем месте. Чтобы преодолеть этого разрыв необходимо более полноценно и широко изучать требования, которым должен удовлетворять врач-специалист, что представляется возможным осуществлять через исследование содержания, форм и других характеристик будущей профессиональной деятельности. Основной целью профессионального образования должна стать подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Следовательно, образование должно переориентироваться на личность обучающегося, на воспитание в нем качеств, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. В настоящее время от системы профессионального образования ожидается подготовка таких специалистов, которые могут не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя новых рабочих мест.

На наш взгляд особенно значимым является построение модели врача-специалиста данного профиля, которая позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить готовность студентов к той профессиональной лечебной деятельности, которую им придется осуществлять. Модель врача – это не столько отражение отдельных сторон и качеств специалиста, которые могут быть установлены эмпирически, сколько эталон медицинского работника, создание которого предполагает реализацию проектного подхода к деятельности и к достижению которого необходимо стремиться в процессе практической деятельности преподавателя.

Высшее медицинское образование обслуживает определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой профессиональной подготовки семейных врачей высшей квалификации. Следовательно, именно профессиональная деятельность таких специалистов и является тем, что задает и содержание, и формы соответствующей учебной деятельности студентов. Посредством целесообразной деятельности человек изменяет не только внешнюю, но и свою собственную природу.

Построение модели семейного врача с высшим образованием предполагает знание того объекта, модель которого предполагается разработать. Выявление структуры профессиональной деятельности – необходимая составная часть исследования. Если содержание учебной дисциплины представлено только в виде совокупности результатов познавательной деятельности предыдущих поколений, то исчезает главное – сама деятельность, освоение которой и должно быть основной задачей учебной деятельности. Деятельностный подход к определению содержания образования предполагает рассмотрение учебной дисциплины как определенной формы учебной деятельности. Выявление психологической основы профессиональной деятельности специалиста позволяет раскрыть особенности данной конкретной деятельности, важные для понимания специфики подготовки к ней, а также имеет огромное значение для общепсихологической теории деятельности.

Выявление содержания учебной деятельности студентов начинается с конца, т.е. с выяснения содержания и структуры профессиональной деятельности будущего врача, а завершается характеристикой тех форм деятельности, с которых должна и может начинаться профессиональная подготовка. Здесь важно определить те условия и средства, благодаря которым можно управлять процессом формирования будущего специалиста. Понимание высшего образования как системы управления учебной деятельностью студентов выступает как дальнейшая конкретизация деятельностного подхода к определению содержания преподавания.

В процессе обучения студентов необходимо уделять особое внимание формированию отношений врача к пациенту, выявлению личностных особенностей больного, исходя из которых врач- специалист должен поставить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.

Теоретическим кафедрам в этом плане отводится ведущая роль. Приходя обучаться в медицинский вуз, представление о будущей профессии врача складывается у студента именно на первых курсах при непосредственном участии теоретических кафедр. на теоретических кафедрах, особенно таких фундаментальных дисциплин как анатомия, физиология, гистология, микробиология и д.р., начинает формироваться у студента побудительный мотив к получению знаний, формируются навыки и умения, которые в дальнейшем обеспечат усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и в конечном итоге самостоятельно решать в первую очередь лечебно- практические задачи.

КазНМУ – один из тех вузов страны, который подписал Великую Хартию Университетов и в настоящее время идет по пути внедрения принципов Болонской декларации в образовательный процесс.

В КазНМУ впервые в системе медицинского образования Республики Казахстан сформулирована рыночная идеология медицинского образования, в рамках которой разработана модель высшего медицинского образования, основанная на компетентностно-ориентриованном подходе в обучении. Основные принципы преобразований образовательного процесса в КазНМУ: Компетентностно-ориентированное обучение; Формирование образовательной траектории специальности и индивидуальный учебный план студента; Разработка системы оценки образовательных программ и профессиональных компетенций студента; Структурные преобразования управления образовательным процессом; Научное сопровождение образовательного процесса; Внедрение автоматизированной системы управлением вузом.

Следовательно, основной задачей высшего профессионального образования является создание условий и обеспечение возможности целенаправленного становления профессионального сознания, объединяющего различные виды деятельности специалиста в единое поле деятельности.


Библиографическая ссылка

Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Шайхынбекова Р.М. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 390-391;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7392 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674