У. Артур сказал: « Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, великий – показывает, гениальный – вдохновляет».
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Эффективность обучения студента, а в будущем – профессиональной деятельности специалиста во многом определяется личностными качествами: познавательной, эмоциональной, поведенческой, а так же сферой сознания.
Знание и понимание психологии студента, учет его индивидуально- типологических особенностей играет поэтому важную роль в процессе обучения.
Имеется определенная связь между конституциональными особенностями, обучением и поведением человека (Ламбразо, Кречнер). Так Кречнер выделяет три основных типа студентов: астенический, пикнический и «атлетический».
Студенты астенического типа обычно высокие, стройные, лицо удлиненное, высокий лоб. В группе они необщительны или мало общаются с одногрупниками, для них характерны постоянный анализ и сравнение. Общительность их носит поверхностный характер, они щепетильны, скрытны, плохо разбираются в людях. Тем не менее, у них выражено стремление к поиску товарищей (1-2 человека), с которыми они находятся в доверительных отношениях и тогда очень дорожат дружбой.
Такого студента нельзя вовлекать в общение со всей группой, это люди очень чувствительные, и в общении с ними нужен особый такт. для них характерно преобладание отрицательных эмоций и состояние напряженности. В познавательной деятельности такого студента может повредить негативное отношение его к преподавателю, а затем и к предмету.
В обучении они внимательны, долговременная память и вербальный интеллект хорошо развиты, хуже – образное мышление и кратковременная память.
В работу они входят медленно, оптимум работоспособности приходится на середину дня и долго потом сохраняется, они плохо переключаются с одного рода деятельности на другой, в работе нужны редкие, но длительные паузы. Нуждается в большой наглядности, т.к. хуже развит невербальный интеллект. для них устный ответ предпочтительнее письменному. Скорость образования зрительно- моторных связей низкая, поэтому на овладение мануальных навыков и выполнение практической работы на занятии им нужно большее времени. Хорошая долговременная память позволяет им хорошо помнить классификации, выполнять УИРС и т.п.
Пикнический тип студентов характеризуется средним ростов, плотным телосложением, склонны к полноте, лицо часто округлое.
В поведении общительны, развито чувство юмора, хорошо развита эмоциональная сфера, но настроение часто меняется, они плохо переносят одиночество, легко адаптируются, деятельны. Такие студенты не терпят недоброжелательного отношения к себе, поэтому их чаще следует хвалить за работу. Они часто становятся эмоциональными, но не фактическими лидерами в группе. Таких студентов нельзя обсуждать общественно без очень серьезных на то причин и вовлекать в коллективные способы деятельности (научный кружок, диспут и т.д.)
В обучении отличаются хорошей кратковременной памятью, невербальным интеллектом, хорошими зрительно-моторными связями, поэтому им можно давать экспериментальные работы по УИРС. Они быстро включаются в работу и переключаются на новую, но плохо переносят стрессы. на занятии таким студентам рекомендуется сначала давать сложные задания, затем простые, поддерживать внимание и разнообразить занятие. В конце занятия, на зачете и экзамене следует спрашивать таких студентов первыми, не давая им «перегореть» и даже пригласить отвечать, если они не решаются сами. Учитывая, что долговременная память хуже, основные положения темы следует чаще повторять, учить формулировать мысли и обобщать материал.
Смешанный тип – «атлетический» тип. Обычно это студенты среднего или высокого роста, атлетического телосложения. В поведении независимы, в общении часто резкие, вспыльчивые, главное для них дело. Они энергичны, нетерпеливы, критически настроены, в группе могут быть и помощником преподавателя, и противником, поэтому важно заинтересовать таких студентов предметом, многое значат личностные качества преподавателя.
В обучении у них хорошая кратковременная память, долговременная несколько снижена, хороший невербальный интеллект, они одинаково продуктивно работают и в обычной, и в стрессовой ситуации, даже в последней, возможно, лучше. Экзамены, зачеты такие студенты сдают, обычно, легко.
Разумеется, в жизни ярких представителей тех или иных типов несравненно меньше, чем смешанных, тем не менее, учет индивидуально – типологических особенностей студентов – одно из важных условий эффективности обучения.
Библиографическая ссылка
Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Алипбекова А.С. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 391-393;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7393 (дата обращения: 21.11.2024).