Совершенствование учебного процесса идет в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к обучению.
В процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности.
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности. В современной литературе исследовательская деятельность – это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основной целью научно-исследовательской работы студентов вуза является выявление талантливой молодёжи и повышение уровня научной подготовки специалистов среднего звена.
Учебно-исследовательская деятельность студентов, как показывает опыт, не возникает в университете сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления первостепенно являются: готовность студентов к этому виду работы и, конечно же, желание и готовность преподавателей руководить этим видом деятельности.
Преподаватели, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию – руководителя учебно-исследовательской деятельности студента, что требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению темы исследования.
Студент, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский опыт на разные сферы своей деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность и универсальность исследовательского опыта. Так, опыт самостоятельного получения информации из различных источников, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных необходим в формировании и проявлении ключевой информационной компетенции. Опыт использования для познания окружающего мира различных методов исследования необходим при становлении и проявлении проблемной ключевой компетенции. Навык выбора и использования выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); навык представления результатов и выводов исследования; опыт выступления с результатами исследования участвуют в формировании коммуникативной ключевой компетенции.
Другими словами, исследовательский опыт содержит структурные составляющие, являющиеся базовыми в формировании и проявлении многих ключевых компетенций, что определяет значимость его формирования.
Библиографическая ссылка
Фелькер Е.В., Винокур А.В., Дударь А.В., Зубков В.В. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 395-396;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7397 (дата обращения: 21.11.2024).