Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни».
Студенческие годы – период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, который влияет на становление характера и личности в целом. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, человек предвосхищает свое будущее, устанавливая мостик между «собой как возможностью» и тем взрослым, которым он станет.
По Э. Эриксону, пребывание в ВУЗе является «законодательно закрепленной отсрочкой» в принятии человеком роли взрослого, которую он в контексте формирования ценностной системы называет «психосоциальным мораторием». Однако, по мнению большинства других авторов, именно период обучения считается для человека наиболее важным в плане происходящего в это время профессионального и личностного самоопределения, становления его как личности. Именно вузовская среда создает необходимые условия для личностного роста и формирования системы ценностей. Содержание этих ценностей напрямую зависит от культурного и исторического периода, в котором живёт подрастающее поколение.
Современное общество предъявляет молодым специалистам все новые и новые требования, призывая к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования. Однако важно понимать, что значимую роль при выстраивании системы ценностей играет преподаватель, который обязан быть образцом и донором подлинно гуманистических и культурных ценностей.
Воспитывают не столько слова и призывы, сколько личность педагога, его жизненная и профессиональная позиция, нравственность и духовность. Преподаватель может стать для студентов самым ярким и действенным примером истинного служения своему делу. Воспитание профессионала с точки зрения преподавателя это не только вооружение его системой специализированных знаний, технологий, но и приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры, основам нравственного самосовершенствования.
Сложность современного образовательного процесса требует не только безупречного владения своим предметом, но и высокого уровня педагогической культуры.
Сегодня в Вузах много внимания стало уделяться воспитательному процессу как возможности целенаправленного формирования ценностных ориентаций, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. Формируется новое понимание воспитания в профессиональном образовании. Однако принципиальным остаётся вопрос о готовности преподавателей высшей школы к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности.
Таким образом, встает необходимость психологического сопровождения в оказании помощи, как студентам, так и преподавателям в их самопознании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности каждого, а значит и общества в целом.
Библиографическая ссылка
Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В., Наумова Я.Л. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 396-397;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7398 (дата обращения: 03.12.2024).