Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Фелькер Е.В. 1 Бароян М.А. 1 Винокур А.В. 1 Наумова Я.Л. 1
1 Курский государственный медицинский университет
1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. Т. 20.2003. № 5.
2. Милова Е.В. с соавт. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Часть 2; Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. с. 95-98.
3. Милова Е.В., Кубрушко Т.В., Бароян М.А. Симуляционные технологии в формировании профессиональных компетенций по специальности стоматология // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1-2. – С. 250-251.
4. Факторович А. А. Ценностные приоритеты современных преподавателей Вуза// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2011. Серия. Выпуск № 4(23). – С.46-52.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни».

Студенческие годы – период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, который влияет на становление характера и личности в целом. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, человек предвосхищает свое будущее, устанавливая мостик между «собой как возможностью» и тем взрослым, которым он станет.

По Э. Эриксону, пребывание в ВУЗе является «законодательно закрепленной отсрочкой» в принятии человеком роли взрослого, которую он в контексте формирования ценностной системы называет «психосоциальным мораторием». Однако, по мнению большинства других авторов, именно период обучения считается для человека наиболее важным в плане происходящего в это время профессионального и личностного самоопределения, становления его как личности. Именно вузовская среда создает необходимые условия для личностного роста и формирования системы ценностей. Содержание этих ценностей напрямую зависит от культурного и исторического периода, в котором живёт подрастающее поколение.

Современное общество предъявляет молодым специалистам все новые и новые требования, призывая к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования. Однако важно понимать, что значимую роль при выстраивании системы ценностей играет преподаватель, который обязан быть образцом и донором подлинно гуманистических и культурных ценностей.

Воспитывают не столько слова и призывы, сколько личность педагога, его жизненная и профессиональная позиция, нравственность и духовность. Преподаватель может стать для студентов самым ярким и действенным примером истинного служения своему делу. Воспитание профессионала с точки зрения преподавателя это не только вооружение его системой специализированных знаний, технологий, но и приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры, основам нравственного самосовершенствования.

Сложность современного образовательного процесса требует не только безупречного владения своим предметом, но и высокого уровня педагогической культуры.

Сегодня в Вузах много внимания стало уделяться воспитательному процессу как возможности целенаправленного формирования ценностных ориентаций, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. Формируется новое понимание воспитания в профессиональном образовании. Однако принципиальным остаётся вопрос о готовности преподавателей высшей школы к осуществлению целенаправленной воспитательной деятельности.

Таким образом, встает необходимость психологического сопровождения в оказании помощи, как студентам, так и преподавателям в их самопознании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности каждого, а значит и общества в целом.


Библиографическая ссылка

Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В., Наумова Я.Л. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 396-397;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7398 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674