Проводилось исследование зависимости успеваемости студентов медицинского университета от состояния некоторых физиологических показателей и от факторов социально-экономического характера: формы обучения (бюджетная, коммерческая), условий проживания. Анализ полученных данных проводили путем сравнения характера питания, продолжительности сна, уровня памяти студентов, условий проживания студентов, обучающихся по гранту и студентов, обучающихся на договорной (платной) основе. Успеваемость студентов определялась по величине среднего балла экзаменационной сессии. В зависимости от успеваемости студенты были подразделены на группы: «отличники» (на бюджетном отделении 17,9 %, на коммерческом – 8,3 %) , «хорошисты» (74,5 % и 62,4 % соответственно) и «троечники» (7,6 % и 22,3 %). Студентов-бюджетников, занимающихся на отличные и хорошие оценки, оказалось на 19,7 % больше, чем студентов-договорников.
Исследование памяти проводилось путем расчета коэффициентов логической и механической памяти [1]. Изучение образа жизни студентов: место проживания студентов, продолжительность сна, режим питания, длительность времени, затрачиваемого студентами на приготовление домашних заданий и выполнение самостоятельной работы (СРС) проводили при помощи анонимного анкетирования.
Данные о месте проживания студентов: среди договорников больший процент, проживающих в дома и меньший процент живущих в общежитии по сравнению с бюджетникми. Следует отметить, что троечники-бюджетникия в подавляющем большинстве снимали квартиру, в то время как на коммерческом отделении процент троечников, живущих дома с родителями, в общежитии и на съемной квартире оказался одинаковый.
Питание является одним из факторов, оказывающим существенное влияние не только на состояние органов и систем, характер протекания метаболических реакций организма, но и на состояние психических процессов, в том числе на память, внимание и в конечном итоге определяющим уровень работоспособности человека, показатели успеваемости студента [2,3]. по данным анкетирования не было выявлено значительных различий в питании студентов, имеющих различный средний балл успеваемости. Больше трети студентов, независимо от формы обучения ограничиваются 2-мя приемами пищи (бюджетное отделение – 35,8 %; договорное отделение – 38,6 %). Трехразовое питание отметили 37,3 % бюджетников и 30 % договорников, четырехразовое питание – 20,9 % бюджетников и 18,6 % договорников. 5,9 % грантников и 7,1 % договорников питаются 5 раз в день. 6 раз в день садятся за обеденный стол только 5,7 % студентов коммерческого отделения. Следует отметить, что режим и качество питания не соответствуют должному, так как студенты принимают пищу в различные часы, в том числе и поздно вечером, часто «перехватывая» fast-food, пирожки, самсу, чипсы, шоколадки и т.п., что приводит к преобладанию жирной и углеводной пищи, содержащей мало белка особенно животного происхождения.
Естественный 8-чосовой сон, необходимый для переработки, упорядочивания информации, поступившей во время бодрствования, характеризуется циклической сменой фаз сна. Медленный сон нужен для восстановления деятельности соматических органов, а функцией быстрого парадоксального сна является восстановления работоспособности клеток головного мозга. Процессы, происходящие во сне, имеют отношение к памяти, обучению [4,5]. по данным анкетирования оказалось, что почти у половины студентов-второкурсников обоих отделений (грант – 51,5 %; договор – 50,7 %) продолжительность сна составляет 6 часов и менее. 8-9 часов спят 46.9 % студентов-бюджетников и 43.7 % студентов-договорников. «Отличники» и «хорошисты» бюджетного отделения по сравнению с «троечниками» отводят сну меньше времени, в то время как у студентов коммерческого отделении противоположная картина.
Проведенный анализ длительности времени, затрачиваемого студентами на приготовление домашних заданий и выполнение самостоятельной работы, показал, что студенты бюджетники отводят для выполнения СРС больше времени по сравнению с договорниками, о чем свидетельствуют следующие данные: независимо от величины среднего балла 56,7 % студентов-бюджетников и 38.7 % студентов-договорников занимаются 4 часа и более.
Память лежит в основе психической деятельности человека, лежит в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Различают логическую и механическую память. В функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим логическим мышлением, логической памятью. Функции правого полушария – конкретное мышление. Механическая память связана с первой сигнальной системой. Данные по исследованию памяти студентов в зависимости от среднего балла показали, что уровень логической памяти студентов с разным показателем среднего балла независимо от формы обучения отличался незначительно и был достаточно высоким, составляя в среднем 0.92-0.94 у большинства обследованных групп. В то же время, коэффициент механической памяти у «отличников» был выше, чем у «хорошистов», а у студентов «троечников» оказался самым низким.
Таким образом, как следует из приведенных данных, более высокая успеваемость студентов, обучающихся по гранту, по сравнению со студентами-договорниками, объясняется тем, что они больше времени отводят на приготовление домашних заданий, выполнение СРС и соответственно на сон у них остается меньше времени. Низкая успеваемость студентов, обучающихся на платной основе, связана также с тем, что студенты-договорники (12 %) вынуждены работать, чтобы оплатить за учебу. Зависимости успеваемости студентов от характера питания выявлено не было. Условия проживания студентов отразились на успеваемости студентов, обучающихся по гранту, об этом свидетельствовали анкетные данные о том, что «троечники» в основном проживали в арендуемых квартирах. Исследования по изучению влияния уровня развития памяти на показатели успеваемости показали, что выявлена прямая зависимость между величиной среднего балла и уровнем развития механической памяти. Низкие показатели механической памяти, по-видимому, связаны с дефицитом сна, отмеченным у более половины студентов.
Библиографическая ссылка
Байжанова Н.С., Рослякова Е.М., Хасенова К.Х. ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РЯДА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 424-425;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7423 (дата обращения: 21.11.2024).